Чтобы достичь технологического суверенитета, Минобрнауки России развивает инженерное образование. Об инициативах в этом направлении рассказал замминистра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский в ходе сессии на закрытии IV Международного Косыгинского форума «Проблемы инженерных наук: формирование технологического суверенитета».
Для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров Минобрнауки России увеличивает число бюджетных мест на соответствующие направления по программам высшего образования. Так, в 2024–2025 учебном году предусмотрена 254 081 квота для бесплатного обучения по всем уровням образования. Это на 2 263 места больше, чем в текущем учебном году. Кроме того, в стране продолжают реализовывать федеральный проект «Передовые инженерные школы». Их создают в вузах с участием высокотехнологичных компаний. В этом году количество таких образовательных площадок планируется увеличить с 30 до 50.
В передовых инженерных школах идут разработки для реального сектора экономики. В частности, созданные студентами Сеченовского университета технологии позволяют снизить риски врачебных ошибок, сократить время операций и повысить точность хирургического вмешательства. В МАИ создают БПЛА для сельского хозяйства.
В стране развивается масштабная сеть студенческих конструкторских бюро. В них создаются инженерные проекты, ведутся прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 245 высших учебных заведениях созданы 177 таких бюро и 425 объединений, чья деятельность схожа. В прошлом учебном году участниками таких работ стали около 86 тыс. студентов. В деятельности бюро участвуют также более 97,4 тыс. школьников.
Как сообщает сайт Минобрнауки России, в стране продолжают реализовывать проект «Инженерные классы», в которых ребята обучаются по профилю судо- и авиастроения. Платформа Физикадлявсех.рф предлагает образовательные курсы для школьников по физике и математике. Их проходят уже более 30 тыс. человек. В Едином госэкзамене по физике 2024 года сократили число заданий, экзамен больше ориентировали на потребности инженерных вузов к уровню подготовки школьников. Ведущие вузы страны каждый год проводят профильные олимпиады для учеников средних и старших классов. Это, например, Национальная технологическая олимпиада, Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», Высшая проба, Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.