Кинокампус – креативное пространство и сообщество на базе московской Киностудии Горького, одной из старейших и крупнейших в стране. Дети и подростки, а также молодые люди знакомятся здесь с основами производства кино и медиа, осваивают азы различных специальностей в смежных креативных индустриях. Руководитель департамента развития детских и молодежных программ Киностудии Горького Дарья Мартюхова рассказала о том, как участники кинокампуса погружаются в мир профессионального кино, почему важен диалог в зрительном зале и как можно научиться снимать качественный контент для блогов – как у звезд.

-Какие привилегии вы бы выделили в кинокампусе? Почему школьникам стоит рассмотреть такой вариант, если они хотят развиваться творчески?
-Наша программа новая: в октябре мы набираем третий поток. Возраст участников наших мастерских от 8 до 17 лет. Если к нам приходят совсем юные ребята, то для них это возможность раскрепоститься, найти новых друзей, прокачать свои гибкие навыки, раскрыть творческие способности. Если ребенок, например, любит придумывать истории, то мы научим его превращать идею в классный сценарий. А для ребят постарше программа становится ранней профориентацией.
Мы сотрудничаем с профильными творческими колледжами и вузами по партнерскому соглашению. И рассказываем участникам наших мастерских о том, что на программах кинокампуса можно попробовать себя в определенной профессии. И в дальнейшем, если это направление понравилось, то можно осознанно пойти в творческий вуз.
Программы реализуются по направлениям таким направлениям, как актерское мастерство, фильммейкинг, озвучивание и дубляж, комиксы. Например, на фильммейкинге можно попробовать абсолютно все кинонаправления: собирается команда, которая в конце курса (длительность — 8 месяцев) выдает определенный результат. Например, снимают короткий метр, который представляют зрителям на выпускном. Для этих задач Кинокампус Киностудии Горького оснащен самым современным оборудованием: здесь есть монтажные станции, лаборатории по созданию компьютерной графики, визуальных эффектов и анимации, студия дубляжа, павильон с циклорамой и хромакеем.

Ребята определяют свои роли: кто пишет сценарий, кто занимается подбором актеров, кто будет оператором, кто будет звукорежиссером, кто будет монтировать, а кто – продюсировать. Группа насчитывает 12-15 человек, поэтому есть возможность во время обучения пробовать самые разные роли.
-Сколько школьников охвачено профориентацией от кинокампуса?
Всего за год через все программы кинокампуса проходит более 5 тысяч человек: это дни открытых дверей, долгосрочные и короткие программы, киноэкспедиции. Мы активно растем, в прошлом году у нас было 12 групп, а в этом году кинокампус расширил набор на программы: для ребят от 8 до 17 лет открыты уже 20 групп по шести направлениям: актерское мастерство, озвучивание и дубляж, фильммейкинг, комиксы, диджитал-искусство и блогинг. Занятия стартовали 4 октября.
—Ранее вы также организовали направление киноэкспедиций, какие результаты были и что по этому направлению еще планируется?
-Такие экспедиции были в двух форматах — международные и российские. На международные участники могли поехать бесплатно по конкурсному отбору. Ребята съездили, сняли фильм, затем представили его в Москве на кинофестивале «Высоко».
Киноэкспедиции по России осуществлялись по путевке. Ездили, например, в Выксу и на Алтай. То есть в разные уголки нашей страны. Обычно мы связываемся с регионом, с местными органами власти и с творческими объединениями, определяемся по срокам, форматам, задачам и в дальнейшем уже формируем команду. Этот формат мы собираемся в этом году возрождать. Сейчас ведем переговоры с Нижним Новгородом и Краснодарским краем.

—Подростки, приходя к вам, могут выбрать для себя одно из направлений: фильммейкинг, актерское мастерство, создание комиксов, создание музыки в кино, озвучивание и дубляж, виртуальный продакшн. Как происходит выбор направления?
-«Воронка» формируется по-разному. Во-первых, мы работаем со школами. К нам можно приехать с классом вместе с учителем и попасть на трехчасовую комбо-программу, куда входит экскурсия по киностудии в формате квеста с погружением в историю. Далее на выбор один из мастер-классов по нашим направлениям: озвучивать фильмы, мультфильмы, пробовать актерское мастерство, фильммейкинг.
Во-вторых, мы проводим Дни открытых дверей. Это формат семейного посещения кинокампуса. Ребенок приходит с родителями и посещает мастер-класс, который он заранее выбрал, а родители в это время идут на паблик-токи в лекторий к нашим преподавателям, где в том числе проходят тренинги, можно посмотреть работы прошлых лет, которые подготовили выпускники, и задать все вопросы команде кинокампуса. И тогда уже определиться с выбором направления, когда и родитель, и подросток сформировали свое впечатление.

—Есть ли ограничения по возрасту на программах?
-Актерским мастерством можно заниматься с 7-8 лет, чтобы раскрепощаться, нарабатывать артикуляцию, жестикуляцию, сценическое движение. А если мы говорим о направлении «Фильммейкинг», то приглашаем уже ребят постарше. Так как идет работа с оборудованием — камера, свет, также требуется много повторов, дублей. Участники должны уже быть осознанные, взрослые, от 14 лет. В индивидуальных случаях мы проводим собеседование с наставником при спорном вопросе по возрасту. Если возраст формально не соответствует, то, конечно, наставник подключается и общается отдельно.
-Когда вы разрабатывали программы, наверняка обсуждали, как выстроить профориентацию для подростков так, чтобы она действительно имела влияние на выбор профессии и заинтересованное вхождение во взрослую профессиональную жизнь?
-Для этого все программы ведут специалисты из индустрии. То есть те, кто в настоящее время озвучивает фильмы или играет в театре. Кроме того, наставники оканчивали профильный вуз, и прекрасно знают, как готовиться к поступлению и как в целом проходит обучение по творческой специальности. В кинокампусе есть методист, но программа формируется непосредственно наставником курса.
Также мы стараемся, чтоб было как можно больше практики в программе. Если ребята придумали такой сценарий, что нужно снять определенную локацию или пригласить конкретного актера, не хватает еще оборудования, то мы стараемся все это предоставить. И у участников проходит полноценный съемочный день по 8–9 часов, как и в кино. Получается максимальное погружение в профессиональные реалии.
Недавно мы ездили в кинопарк «Москино». Киностудия сейчас активно занимается производством, и часть съемок проходила там. Наши участники ездили, смотрели, как все происходит на локации, общались с актерами, – у них была возможность задать любой вопрос.
Так подросток уже точно сможет решить, интересно ли ему такой специальностью заниматься во взрослой жизни, хочет ли он сделать это своей профессией. И самое главное, что ребенок за время обучения формирует портфолио, с которым он может дальше пойти на вступительные экзамены в вуз. У него есть все, что необходимо. Ему не нужно дополнительно писать самопробы или формировать творческое задание. Он готовит портфолио уже в кинокампусе.

Например, направление комиксов ведет Наталья Слепнева, она же преподает на факультете дизайна Высшей школы экономики. Соответственно, она точно знает, что сейчас актуально, что в тренде, что будет в будущем востребовано. Знает, какое творческое задание нужно подготовить для поступления, поэтому ребятам все рассказывают, делятся, поддерживают.
-Куда поступают ваши выпускники?
-Мы точно знаем, что есть ребята, которые поступили во ВГИК, Киноколледж № 40, есть ребята, которые поступили на кинопроизводство в популярный сейчас «Айти хаб», куда многие стремятся. Есть даже ребята, которые поступили в Гнесинку.
-Как вы считаете, сегодня обучаться на кинопрофессии в юном возрасте — это тренд времени или реальные возможности нового поколения? Каков баланс спроса и предложения? И как во время обучения ребята формируются мировоззренчески?
-Конечно, современные кумиры — это блогеры-миллионники, определенные медиаплатформы. И у нас есть целое направление «мобильный фильммейкинг», который мы сейчас хотели даже переименовать в «блогинг». То есть стараемся ориентироваться на подростков, на то, что им интересно. И в этом направлении давать более качественные знания. Тебе нравится, ты видишь картинку, но ты не знаешь, как ее создать? Тогда приглашаем на курс Михаила Фаворского, который создает клипы для звезд шоу-бизнеса, снимает, монтирует, придумывает, знает все тренды. И на его программе ты можешь научиться качественно, быстро делать контент.

Мы стараемся сформировать и мировоззрение, и насмотренность. В рамках программы наставники смотрят с ребятами хорошее кино и разбирают его, анализируют, таким образом, формируя ребенка. Но, с одной стороны, нужно дать ориентиры и сформировать мировоззрение подростка. С другой, когда ребенок приходит в творческое пространство, он хочет в том числе быть услышанным и рассказать какую-то свою идею, то, что у него внутри — через кино. И соответственно, здесь важно тоже его услышать. И тогда, возможно, что через экран у ребенка на финальном показе будет возможность поговорить с родителем по важной теме. Тогда случится диалог в зрительном зале.
Кроме того, темы для съемок полностью зависят от участников. Здесь мы только поддерживаем. Ребята приходят, мы базово даем информацию, рассказываем, показываем, учим пользоваться камерой, монтировать. А дальше они должны сами придумать идею для фильма и защитить ее на питчинге. Важен и опыт работы в команде, умение договариваться. Ведь кино — это большая работа в коллективе. Ребята не знали друг друга, они пришли, познакомились, им нужно понять, что не у всех будут главные роли, не все будут режиссерами, кто-то должен быть хлопушкой, кто-то свет подержать, кто-то побыть в роли гафера. Мне кажется, что помимо того, что ребенок может выбрать себе профессию по душе, он еще классно прокачивает здесь все навыки.
Ранее «Учительская газета» рассказывала о роли работодателей и педагогов московских школ в профориентации учащихся.




