Российские ученые разработали специальную программу для диагностики дислексии. Она позволяет специалистам выявить проблему с помощью обычного телефона, планшета или компьютера.

В НИУ «Высшая школа экономики» создано программное обеспечение для оценки наличия и степени дислексии у школьников. При этом учитывается пол и возраст ребенка, класс школы и данные видеоокулографии. Внедрить программу в клиническую практику планируется уже в текущем году. Необходимые для этого исследования проводили специалисты в области машинного обучения и нейролингвисты в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
Новую разработку адресуют психологам, врачам и логопедам. Они смогут применять модель машинного обучения, чтобы диагностировать нарушения чтения у детей, основываясь на данных о движениях глаз. Приложение назвали «Дислектор», его можно будет использовать в настольных компьютерах с операционными системами Windows и MacOS, а также в мобильных устройствах на основе Android и iOS. Во время чтения с экрана программа записывает движение глаз с помощью видеоокулографа (айтрекера). После введения пользователем сведений о поле, классе и возрасте ребенка, а также о времени и координатах фиксации взгляда, программа выдаст информацию о риске дислексии либо ее наличии.
Благодаря программе без профильного специалиста можно оперативно выявить у детей нарушения чтения и наличие дислексии. После того, как все данные будут введены, пользователю останется нажать на кнопку «Оценить степень дислексии» – программа покажет результат представленной модели: норму, риск дислексии либо дислексию. Как рассказала директор Центра языка и мозга, руководитель проекта «Диагностические и ассистивные речевые технологии на основе искусственного интеллекта» в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ Ольга Драгой, используемые в проекте методы машинного обучения, выстроены на основе больших и уникальных корпусов данных.
В отличие от традиционного нейропсихологического или логопедического обследования, новый инструмент не требует длительного времени и присутствия специалиста. Риск развития дислексии у ребенка определяется по движениям его глаз, также взвешиваются глазодвигательные параметры, из-за которых чтение может быть затруднено. Как напоминает сайт Высшей школы экономики, Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ создан в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика».