В дошкольном возрасте ребенок познает мир через действия, образы и творчество. Именно в это время активно развивается мышление и воображение. Особенности развития малыша до того, как он пойдет в школу, влияют на дальнейшую успешность в обучении.

В возрасте 3–4 лет у ребенка развивается наглядно-действенное мышление – с помощью взаимодействия с предметами. Он осознает, что при толкании мяча он покатится, а из сложения кубиков получится башня. Взрослым в это время важно создавать условия для детских экспериментов: позволять двигать предметы, переносить их, соединять.
В 4–7 лет развивается наглядно-образное мышление: малыш учится представлять предметы и действия в уме, воображает, каким образом можно построить башню, представлять персонажей книги, не видя их на картинке. Взрослым важно стараться развивать детское воображение через игру, творчество и совместное чтение.
Для развития мышления и воображения необходимо обсуждать с ребенком книги и мультфильмы, отвечая на вопросы «Почему герой так поступил?», «Что будет дальше?». Полезно задавать дошколятам открытые вопросы: «Как ты думаешь, что чувствовал герой?», сочинять альтернативные финалы сказок.
Важны также сюжетно-ролевые игры, в 3–4 года ребенок любит копировать действия взрослых: «убираться», «чинить машину», «мыть посуду». Разрешайте ему участвовать в ваших делах, играть с кастрюлями, подметать, готовить. При этом следует следить за безопасностью. В возрасте 4–7 лет игры усложняются. Ребенок способен придумывать сюжеты, распределять роли. Родителям стоит стараться поддерживать такие игры, предлагать новые идеи и самим участвовать в них.
Занятия творчеством необходимы дошкольнику для развития мышления. Родителям стоит с ребенком рисовать, лепить, выполнять аппликации. В этих процессах развивается мелкая моторика, воображение и мышление. Работа с бумагой, тканью или природными материалами улучшает координацию движений, развивает планирование и фантазию.
Эксперименты – важная составляющая развития мышления и воображения. Мир ребенок исследует через опыты. Он может выращивать растения, смешивать краски, создавать поделки, помогать взрослым в быту. Развивающие игры дают возможность развития мышления естественным образом. Ведь игровая деятельность является для дошкольника основной. Стоит подбирать интересные и полезные игры, пазлы, шахматы, лото.
Родителям также важно отвечать на вопросы ребенка. Даже на такие, как «Почему идет дождь?» или «Куда уходит солнце?». Не стоит от них отмахиваться. Ответы можно искать вместе – в книгах, наблюдениях и опытах. Как отмечают педагоги на ресурсе Института воспитания, главное — создать среду для активного познания мира, фантазии, игры и творчества.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала читателям о том, как выбрать спортивную секцию для ребенка.