Ежедневник

Смотреть все публикации

ИИ как помощник педагога: на ММСО эксперты обсудили использование искусственного интеллекта в образовании

Московский международный Салон образования проходит в Москве 5-6 марта. В рамках деловой программы эксперты образования обсудят его развитие в России на всех этапах: в детском саду, школе, колледже, вузе. В том числе некоторые сессии будут посвящены искусственному интеллекту и тому, как он поможет педагогам в работе.

Фото: Учительская Россия

В последние годы искусственный интеллект все больше распространяется в разных сферах жизни, тем самым открывая новые возможности для людей. В том числе это коснулось и образования, где ИИ используют для упрощения рутинных задач педагогов, проведения анализа учебных занятий и поддержки профессионального развития.

На Московском международном Салоне образования прошла сессия «Искусственный интеллект как помощник: новые возможности для педагогов». Эксперты из различных компаний, ведущих педагогических вузов и сами педагоги на реальных примерах обсудили возможности внедрения новых технологий в систему образования.

Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО Елена Казакова рассказала о навыках и компетенциях, которые необходимы каждому человеку, чтобы успешно адаптироваться в современных реалиях – в эпоху применения искусственного интеллекта.

«ИИ развивается не просто быстро, а сверхбыстро. А человек, к сожалению, меняется очень медленно. По отношению к искусственному интеллекту – излишне медленно», – отметила Елена Ивановна. При этом ИИ, по ее словам, никуда не денется, так как является составной частью многих процессов в современном мире.

В связи с этим она выделила четыре базовых навыка, которыми стоит овладеть всем:

  • Научиться жить в мире, где кроме естественной реальности есть искусственная, продиктованная ИИ. При этом важно оставаться человеком.
  • Использовать ИИ для решения тех задач, которые перед тобой стоят. Если дело касается педагогов, то для образования.
  • Разрабатывать нужные инструменты, чтобы развивать ИИ дальше.
  • Исследовать себя и искусственный интеллект. Просчитывать тренды.

К сожалению, ИИ начинает приучать нас, что можно ничего не делать, но так или иначе успешно действовать в жизни. Елена Казакова отметила опасность этой тенденции. Но в то же время заметила, что искусственный интеллект не опасен для человека, который осознанно принимает решение – использовать или не использовать его. В своем выступлении она сказала, что сейчас важно понять: мир изменился, поэтому нужно меняться самим и учиться вместе со своими учениками.

Елена Ивановна также привела примеры, как она использует ИИ в профессиональной деятельности. Например, при подготовке публичного выступления она просит нейросеть прописать тезисы по теме, чтобы в итоге их не использовать. По ее словам, если эти вещи очевидны для искусственного интеллекта, значит они будут очевидны и слушателям, поэтому проговаривать их необязательно.

Также Елена Казакова отметила, что в Институте педагогики СПбГУ преподаватели обязывают своих студентов при решении любой задачи находить возможности использовать искусственный интеллект. И к ВКР или другим работам, где он не использован, относятся негативно. Все это потому, что будущий педагог должен опережать своих учеников.

Директор Центра индустрии образования Сбербанка Артём Соловейчик рассказал, сможет ли искусственный интеллект дать людям новые возможности для самообразования. Он отметил, что при появлении новых технических возможностей всегда кажется, что мир изменится, заново «расцветет» самообразование. Но, по его словам, пока мы не поймем кое-что важное, ничего не поменяется.

«Мы все время говорим про самообразование, про необходимость этого. Но вся школьная система построена на том, чтобы никакого самообразования не было. Чтобы учитель не исключался, по объективным причинам», – сказал Артём Симонович.

Он отметил, что ИИ первыми по делу, для решения поставленных задач начинают использовать школьники и студенты. Потому что их задача не научиться, а просто выполнить задание и отчитаться. Он отметил слова Елена Казаковой, которая не использует в своих выступлениях тезисы, предлагаемые ей искусственным интеллектом, потому что они банальны. Но для учеников эта банальность и нужна, чтобы выполнить требования школы.

«Искусственный интеллект, конечно, позволит еще больше заниматься самообразованием – как никогда раньше. Но только если изменится сама школа. Сегодня школа подошла к тому этапу развития, когда способ преподавания «что-то сказали — дали задание — проверили» не работает. Все превращается в формальность. И в случае использования ИИ нельзя поймать ребенка за руку. Поэтому естественный процесс образования изменился. И нам, педагогам, остается только одно – создавать условия для самообразования», — считает Артём Соловейчик.

Он привел пример — сейчас, когда можно было бы заняться самообразованием по-настоящему, во всем мире запрещают использовать смартфоны в образовательном процессе, ведь ребенок может там что-то посмотреть и сам решить.

«Важно создавать дополнительные условия для саморазвития и с педагогом, и дома, — отметил Артём Соловейчик. — Мы стимулируем любые возможности, в том числе с помощью ИИ, изучить, понять, открыть. Так всегда и делали сильные педагоги. Сегодня это становится способом сохранить сам процесс развития образования».

Генеральный директор ООО «СберОбразование» Владислав Кожемякин рассказал о реальных возможностях искусственного интеллекта в качестве помощника для всех участников образовательного процесса. Например, для школьников уже действуют ассистенты, которые помогут разобраться в непонятных темах. Например, ИИ-помощник мог бы помочь детям с математикой, при этом он не давал бы готового ответа, а позволял ребенку самому до него дойти. Такие помощники будут полезны детям, которые стесняются попросить помощи, боясь осуждения за непонимание темы, а также потенциально смогут исключить необходимость школьников обращаться к ГДЗ.

Кроме того, уже работает и ИИ-сервис для педагогов «Ассистент преподавателя». Он помогает педагогам освободиться от некоторых рутинных задач и посвятить это время общению с учениками. Так, ассистент проводит аналитику учебного занятия, чтобы педагог смог провести саморефлексию и понять, нужно ли как-то менять свои методики преподавания и делать уроки разнообразнее. Он распознает приемы общения с классом: сколько минут говорил учитель, сколько – дети, сколько раз хвалили детей и т.д. Также ассистент создает конспекты и поминутные стенограммы занятий. Еще в него встроен конструктор викторин и помощник, который может придумать тему занятия и подготовить необходимые задания и тесты.

Исполняющий обязанности директора, учитель обществознания Школы № 25, г. Калуги, лауреат конкурса «Учитель года России – 2024» Алена Гаврикова рассказала, как «Ассистент преподавателя» помог ей не только в своей работе, но и при подготовке к профессиональному состязанию.

Она назвала одним из самых важных инструментов учителя его речь. Поэтому при подготовке конкурсного урока Алена Анатольевна в том числе уделила внимание и этому аспекту. Отрепетированное занятие она прогнала через как «Ассистент преподавателя» и выяснилось, что из 40 минут 33 минуты говорила она и всего 2-3 минуты заняло обсуждение с учениками. Она учла результаты анализа и начала работать над собой, чтобы изменить этот баланс.

Алена Гаврикова отметила, что ассистент не оценивает урок, а просто дает статистику в цифрах. На ее основе педагог сам выделает свои сильные стороны и области, в которых еще нужно расти и совершенствоваться.

Сейчас в ее школе больше трети учителей работают с этим ассистентом. Таким образом можно видеть не только данные конкретного урока, но и среднюю статистику по школе. Это помогает проводить анализ учебных занятий и совершенствоваться вместе всему коллективу.

Директор по региональному развитию Яндекс Учебника Вадим Жуков рассказал, как компания помогает учителям информатики совершенствовать свою профессиональную деятельность с помощью искусственного интеллекта. Например, для учителей разработан курс повышения квалификации по использованию различных нейросетей, в дополнение к которому идет небольшой курс для школьников. То есть, учитель учится применять новые технологии в рамках своей деятельности, а потом помогает своим ученикам.

Также для информатиков создали ИИ-помощника, который помогает упростить рутинную деятельность учителей. Ведь в среднем, согласно представленной Вадимом Юрьевичем статистике, на одного учителя информатики в среднем приходится 165 учеников, так что помощь необходима. В этом помощнике есть готовые запросы для построения заданий, он также помогает с отчетностью и планами уроков.

Кроме того, разработанные Яндексом нейропомощники дают возможность включить в образовательный процесс такую методику обучения как сократический диалог – в течение нескольких часов задавать наводящие вопросы, пока ученик не придет к правильному ответу. Они помогают школьникам находить логические связи и самостоятельно приходить к решению сложных для них задач. По словам Вадима Жукова, учителя дают такие задания ученикам, которые долго болели или часто уезжали с родителями – в тех случаях, когда учитель в рамках образовательного процесса не может помочь нагнать тот материал, который потерялся.

«Искусственный интеллект – это, конечно, помощник, а ни в коем случае не замена учителя. Но наша совместная задача – и в индустрии, и в образовании – сделать так, чтобы учителю было комфортно работать с ним», – сказал Вадим Жуков.

«Учительская Россия» выступает информационным партнером Московского международного Салона образования. Следите за новостями ММСО на нашем сайте.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen