Ежедневник

Смотреть все публикации

Итоговое собеседование: содержание, правила проведения, система оценивания работ

Одним из обязательных условий допуска девятиклассников к государственной итоговой аттестации является «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Рассказываем, на что стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию, которое пройдет 14 февраля.

Фото: пресс-служба Рособрнадзора
Фото: пресс-служба Рособрнадзора

К государственной итоговой аттестации допускают лишь тех школьников, у которых нет академической задолженности, при этом они в полном объеме выполнили учебный план и имеют «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Это собеседование проходит во вторую среду февраля. На этот раз это будет 14-е число. Дополнительными сроками его проведения является вторая рабочая среда марта и третий понедельник апреля. Итоговое собеседование позволяет проверить коммуникативные компетенции девятиклассников, их умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге, выразительно читать текст и пересказывать его с привлечением дополнительной информации.

Продолжительность проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование по русскому языку для каждого участника составляет примерно 15–16 минут. Для ребят с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность собеседования увеличивают на 30 минут (т.е. общая продолжительность для них составляет в среднем 45 минут). Они, согласно Рекомендациям по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2024 году, могут по своему усмотрению распределять время, отведенное на проведение итогового собеседования.

В продолжительность итогового собеседования не входит время подготовительных мероприятий (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж по выполнению заданий КИМ). Если по итогам процедуры получен «незачет», итоговое собеседование можно снова пройти в текущем учебном году, но не более двух раз.

Проведение итогового собеседования

В день проведения итогового собеседования не ранее 7 часов 30 минут по местному времени технический специалист образовательной организации получает от РЦОИ и тиражирует материалы для его проведения. На итоговом собеседовании могут присутствовать:

  • ассистент, оказывающий участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам техническую помощь с учетом состояния их здоровья, он помогает им занимать рабочее место, передвигаться, читать задание;
  • должностные лица Рособрнадзора либо определенные Рособрнадзором, и (или) должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия в сфере образования.

Итоговое собеседование начинается в 9 часов по местному времени. Участники ожидают своей очереди в аудитории ожидания. В аудиториях проведения собеседования включена аудиозапись. Участники итогового собеседования имеют право прослушать часть аудиозаписи по своему усмотрению.

Организатор проведения итогового собеседования приглашает участника и сопровождает его в аудиторию в соответствии со списком участников, который передается от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для участника – в учебный кабинет для участников, прошедших итоговое собеседование. После этого в аудиторию проведения собеседования приглашают нового участника.

Во время проведения итогового собеседования участникам нельзя при себе иметь средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, заметки и другие средства хранения и передачи информации. При нарушении установленных требований участника с итогового собеседования удаляют, о чем составляется соответсвующий акт.

Если участник при прослушивании аудиозаписи итогового собеседования выявит некачественные фрагменты, ответственный организатор образовательной организации составит «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам», а собеседник внесет соответствующую отметку в форму ИС-02 «Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории». Такой участник сможет повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные даты либо в день проведения итогового собеседования с использованием другого варианта КИМ – в случае согласия участника и наличия технической возможности. Порядок прослушивания аудиозаписей устных ответов участников определяется ОИВ.

Если участник по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не может завершить итоговое собеседование, он вправе покинуть аудиторию. Ответственный организатор образовательной организации составит «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам». Если эксперт проверяет ответы участников итогового непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку о досрочном завершении итогового собеседования в форме «Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования».

Характеристика структуры и содержания КИМ

Каждый вариант контрольно-измерительных материалов состоит из двух частей, включающих четыре задания базового уровня сложности. Задание 1 требует чтения текста вслух. При выполнении задания 2 нужно подробно пересказать текст с включением приведенного высказывания. Задание 3 позволяет проверить умение выстраивать монологическое высказывание, а задание 4 – навык участия в диалоге. Все задания требуют развернутого ответа. Задания различаются по способам предъявления языкового материала. На собеседовании участник читает текст вслух, подробно пересказывает его, дополняя предложенным высказыванием, создает собственное устное монологическое высказывание, участвует в диалоге.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Ответ на задание 1 (чтение текста вслух) работы оценивают по определенным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 3. За верное выполнение задания 2 (подробный пересказ текста с включением приведенного высказывания) ученик получает 4 балла. Ответ на задание 3 (монологическое высказывание) оценивают по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за выполнение задания 4 (участие в диалоге), – 2.

Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4. Максимальное количество баллов, на которое можно рассчитывать за грамотность речи при выполнении заданий, – 8. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех – 20. Как следует из спецификации итогового собеседования по русскому языку в 2024 году, участник итогового собеседования получает зачет в случае, если при выполнении всей работы он набрал 10 или более баллов.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen