Время, которое дети проводят с гаджетами, зависит от того, как к этому занятию относятся родители. Прямое потворство со стороны взрослых это время увеличивает.
Сотрудники Московского психолого-педагогического университета провели исследование взаимосвязи детско-родительских отношений со временем, в течение которого дети в возрасте 5–7 лет используют гаджеты, просматривая видеоконтент. Участниками опроса стали 318 родителей и их детей – дошколят Москвы и Подмосковья в возрасте 5 – 7 лет. Из них – 237 женщин и 81 мужчина. Опрос касался детской медиаактивности в целом и экранного времени.
Использование цифровых устройств детьми этого возраста связано с различными характеристиками детско-родительских отношений, отмечают педагоги. Среди факторов – стиль воспитания, установки и ожидания по отношению к влиянию цифровых устройств, а также родительская позиция по отношению к детскому развитию. Как выяснилось по итогам опроса, что дети чаще играют в видеоигры, если родители положительно относятся к использованию детьми гаджетов, ждут позитивного результата от воздействия устройств на развитие ребенка, стремятся к его ускорению.
Результаты исследования показали, что у родителей не отмечается какой-либо ярко выраженной тенденции к одному стилю воспитания. Чаще встречаются такие стили, как «Гиперпротекция» и «Потворствование». Родители стараются ускорить развитие ребенка либо занимают умеренно активную позицию в этом вопросе. Большинство неоднозначно относятся к влиянию цифровых технологий, но чаще говорят о них с негативным оттенком. Медиаактивность детей колеблется в диапазоне от 5,2 до 8,9 часов в неделю.
В телеграм-канале Московского государственного психолого-педагогического университета педагоги отмечают, что чем больше родители потворствуют желаниям ребенка, тем больше времени он смотрит мультфильмы и видео (пассивное экранное время). Дошколята, чьи родители положительно относятся к использованию цифровых устройств, стремятся к акселерации ребенка, чаще играют в видеоигры и используют приложения (активное экранное время).