Ежедневник

Смотреть все публикации

Как заинтересовать ребенка математикой, выяснили психологи

Психологи Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова выяснили, как эффективно обучать детей математике. Основой их работы стал культурно-исторический подход советского психолога Льва Выготского.

Фото: freepik.com

Ученые факультета психологии МГУ выяснили, как обучать дошколят математике и почему у детей разные способности к этому предмету. Многие уверены, что математику дети осваивают постепенно, в процессах, где необходимо уметь считать. И лишь с возрастом им становятся доступными абстрактные математические понятия. С опорой на труды советского психолога Льва Выготского ученые МГУ предложили принципиально иной подход к пониманию математического развития. Об этом рассказал декан факультета психологии МГУ, академик РАО, член-корреспондент РАН Юрий Зинченко.

Согласно Выготскому, развитие ребенка рассматривается не как процесс постепенного созревания психики, параллельный физиологическому созреванию. Ребенок овладевает культурой в широком смысле – научными понятиями и культурными формами поведения. Он осваивает различные навыки – от использования ложки до формирования математических понятий, становясь способным действовать в любой ситуации осознанно, на более высоком уровне развития. Также и с математикой.

«Математическое развитие ребенка – не естественный процесс, а процесс присвоения культурных, специфических для математики знаково-символических средств и способов действий», – рассказала профессор университета Тласкала (Мексика) Юлия Соловьева. По ее словам, согласно культурно-историческому подходу, взрослый организует деятельность ребенка по усвоению математических понятий и дает средства выполнения этой деятельности.

Ученые на данных о разных детских возрастах и разных областей математики показали, что для ее эффективного усвоения важно принципиально изменить содержание начального периода обучения этой науке. Оно должно показывать детям смысл математических отношений. Зачем и для каких задач нужны счет, число, десятичная система, пропорциональные отношения. К развитию ребенка приведет такая форма обучения, при которой в рамках совместной со взрослым деятельности ему предложат задачи, приводящие к пониманию смысла математики.

Значимую роль при этом играет характер средств решения задач, которые предлагают детям. Средства должны соответствовать возрасту. «Предлагать дошкольникам просто посчитать сумму чисел или измерить, например, длину – не очень адекватная в этом смысле задача, а вот найти волшебный ключ, который подойдет к замку – совсем другое дело», – отметил Александр Веракса, завкафедрой педагогики и психологии образования факультета психологии МГУ, академик РАО.

Принимая во внимание данные принципы, ученые МГУ и Федерального центра психологических и междисциплинарных исследований совместно с мексиканскими коллегами из университета Тласкала создали программы введения старших дошкольников в математику и доказали их эффективность. Об этом сообщает сайт МГУ.

Ранее «Учительская Россия» рассказывала о возможности привлечь школьников к проектной деятельности по естественно-научным предметам.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen