Эксперты института развития профильного обучения МГПУ размышляют, что нужно педагогу, чтобы сформировать и поддержать у ребенка интерес к будущей профессии.
В правительстве и экспертном сообществе в образовательной сфере все чаще говорят о необходимости «бесшовного образования». Это система, при которой подготовка кадров для ключевых индустрий, обеспечивающих развитие государства, начинается со школы и продолжается до их трудоустройства. Эксперты считают, что подобный подход делает эффективнее совместные усилия школы, вуза и самого будущего специалиста. Разобравшись в своих интересах и склонностях, ученик с гораздо большей долей вероятности реализует себя и принесет реальную пользу экономике страны, чем оказавшись перед профессиональным выбором только после выпуска из школы.
Эффективная система бесшовного образования развивается в Москве на базе предпрофессиональных классов. Обучение в них выстроено по партнерской системе «школа — колледж — вуз — работодатель», а каждый из партнеров предоставляет ученику уникальные знания и навыки. Школа — на уроках по профильным предметам и специализированных курсах. Колледж — на профессиональном обучении, в рамках которого студенты получают рабочую специальность. Вуз — в процессе работы над проектами и исследованиями школьников. Работодатель — на экскурсиях по профильным предприятиям и встречах с представителями отраслей.
Михаил Силантьев: «Любая индустрия должна участвовать в подготовке не только школьника как будущего сотрудника, но и его учителя»
Михаил Силантьев, и. о. директора института развития профильного обучения МГПУ, кандидат биологических наук, подчеркивает: хотя в комплексной профориентации участвует много сторон, ключевым значимым взрослым в образовательном процессе для школьника остается учитель.
«Грамотная профессиональная ориентация — важнейшая задача системы образования. Для ее решения в школах детей знакомят с образовательными и карьерными возможностями, доступными им в будущем. Однако заинтересовать ребенка профессией мало: нужно сохранить этот интерес до поступления в вуз и старта карьеры. Для решения этой задачи нужен педагог, который не только на высоком уровне знает профильный предмет, но и отлично понимает современные индустриальные тренды, — считает Михаил Силантьев. — Вуз, желающий получить успешных студентов, должен понимать, чему и как их учат в школе, и иметь возможность повлиять на этот процесс через фигуру учителя. Компании, которые хотят получить успешных сотрудников, должны стать центром просветительских практик для педагогов. Тогда дети, обученные этими педагогами, будут соответствовать фронтирным требованиям самих компаний, когда придут к ним работать».
По словам эксперта, в настоящее время институт развития профильного обучения МГПУ активно налаживает системные отношения с индустриальными партнерами предпрофессионального образования, а в их числе более 200 крупных и малых предприятий. Взаимодействие с культурными, научными и технологическими институтами обогащает учебный процесс новыми идеями и ресурсами, делает образование более динамичным и интересным. Необходимо создать систему сотрудничества, которая будет выгодна всем сторонам. Предприятия смогут участвовать в запросе и формировании кадрового потенциала. Школа же поможет ученикам получить ранний практический опыт и знания, востребованные на рынке труда.
Александрина Светлова: «Предмет должен быть интересен самому учителю»
Зачастую любовь к предмету начинается с любви к учителю, подчеркивает Александрина Светлова, старший методист института развития профильного обучения МГПУ, кандидат психологических наук. По ее мнению, позитивный эффект возникает, когда школьнику интересен не только предмет, но и личность учителя, его индивидуальный подход к каждому и его интерес к преподносимой дисциплине.
«Если говорить о профессиональных навыках учителя, то можно выделить способность даже самый простой материал рассказывать так, чтобы дети поверили: учитель вместе с ними совершает открытие. Педагог только тогда может поддержать интерес к своему предмету, когда предмет интересен ему самому, когда он узнает новое о передовых научных открытиях и достижениях. Если говорить о личностных качествах, то это уважение личности каждого ученика, способность в любой ситуации постараться понять ребенка и поддержать его. До того, как начинать детей воспитывать, надо стать для них референтным, то есть значимым, взрослым», — говорит эксперт.
По ее словам, вопросы профориентации часто решаются созданием условий для профессиональных проб и возможностей определить те области знаний, к которым есть склонности. Однако нельзя забывать о психофизиологической стороне этого процесса.
«Важно помнить, что за долговременное планирование отвечает лобная кора, которая в индивидуальном развитии человека заканчивает свое формирование позже остальных частей мозга. У подростков она еще формируется, и это одна из причин, по которой школьник может внезапно захотеть изменить траекторию своего обучения. Поэтому очень важно создать ребенку условия для получения хорошего базового образования, которое позволит без дополнительных трудностей сделать правильный выбор», — отмечает Александрина Светлова.