Психологи Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова выяснили, какие опасности могут нести детям развивающие цифровые устройства.

Группа российских и сербских ученых под руководством декана факультета психологии МГУ Юрия Зинченко провела масштабное исследование с участием более тысячи детей в возрасте 5–6 лет из разных регионов страны. Исследователи изучали связь проведенного за экраном времени и детского развития. Результаты размещены в журнале, издаваемом Springer Nature, Scientific Reports.
В возрасте 4 лет немало детей проводят за гаджетами более 1 часа в день. При этом нарушается осанка, садится зрение. Время, проведенное пред экраном, воздействует и на психическое развитие. С его увеличением ребенку сложнее контролировать собственное поведение в разных ситуациях. Саморегуляцию считают важнейшим достижением дошколят, именно она выступает основным элементом готовности к школе. Для обучения детям важно уметь в течение определенного времени сидеть за партой и концентрировать внимание на заданиях и речи учителя.
Научное исследование показало, что избыточное экранное время отрицательно сказывается на такой составляющей саморегуляции, как слухоречевая рабочая память. Детям будет сложнее запоминать информацию на слух, понимать и учитывать услышанное в различных видах деятельности. Для развития слухоречевой рабочей памяти чрезвычайно значимо общение со взрослыми. Так что нельзя гаджетом заменять живое общение.
Особенно ярко такая закономерность проявляется у мальчиков – в частности, потому, что они больше девочек проводят времени за экраном. Оптимальным экранным временем можно считать до 1 часа в день в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы взрослые подавали пример интересного досуга и общения без телефона, это помогает детям справляться с необходимостью оторваться от гаджетов. Об этом напоминает сайт Московского госуниверситета.
Ранее «Учительская Россия» информировала читателей о том, как школьнику сохранять энергию и не переутомляться.