В Москве в 12-й раз прошло самое масштабное мероприятие в сфере образования – форум и выставка технологий ММСО.EXPO-2025, которое собрало 500 спикеров, почти 15 000 посетителей присоединились к мероприятиям форума офлайн и около 200 000 человек — онлайн.

На форуме было представлено свыше 200 производителей товаров, из них 80 % продемонстрировали отечественные технологии и решения. После ухода иностранных компаний с российского рынка освободившуюся нишу заняли отечественные производители. Выставка показала – разработки созданы на самом высоком уровне, в соответствии в федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом потребностей российской системы образования.
Главная мысль, которая рефреном звучала на самых разных площадках форума ММСО-2025: качественное образование возможно только при тесном взаимодействии государства, бизнеса и школы. Для того, чтобы рынок отечественных решений развивался, нужна поддержка производителей со стороны Министерства науки и высшего образования и регулярная обратная связь от тех, кто на ежедневой основе является пользователем решений.
Полюбить физику поможет «Нейрон»
Посетители ММСО смогли первыми протестировать новинку российской компании АВРОРА Образование – серию робототехнических решений для старшей школы «Нейрон», изучить состав набора, пообщаться с экспертами и практикующими педагогами и задать вопросы об использовании нового образовательного решения и методической поддержке педагогов.
Компания «АВРОРА Образование» создает отечественные решения для образования на основе международного опыта, которые формируют у школьников навыки системного мышления, конструирования и программирования. Решения АВРОРА Robotics с легкостью включаются в повседневную образовательную деятельность, прежде всего за счет глубоко проработанных учебно-методических материалов, тесно связанных с образовательными школьными программами.
Семейство «Нейрон» от АВРОРА Robotics — это образовательные робототехнические наборы, для практического изучения физики, информатики и микроэлектроники. В основе работы с решением – игровое обучение и межпредметная проектная деятельность. C помощью «Нейрона» ученики развивают инженерные и научно-исследовательские компетенции и формирует навыки алгоритмического мышления и программирования, совершенствует системное и критическое мышление.
Решение «Нейрон» предназначено для учеников старше 12 лет. Учебно-методические материалы охватывают курсы по физике, технологии (труду), информатике и биологии за 7–10 классы основной школы. Серия помогает изучить принципы работы с микроконтроллерами, проектирование Smart-систем (Интернет вещей) и проводить инженерно-конструкторскую работу с помощью увлекательных лабораторных работ по физике. «Нейрон» совмещает возможности платформы Micro:bit и простую систему сборки. Это позволяет, с одной стороны, упростить знакомство с платформой и облегчить прототипирование и конструирование, а с другой – создавать сложные аппаратно-программные проекты. Кроме того, платформа подходит для изучения как предметов школьной программы, так и использования во внеурочной работе, например, в робототехнических кружках.
Занятия с набором рассчитаны на 12 уроков и более 16 часов учебного контента. Для каждого урока разработана детальная технологическая карта и презентация для демонстрации ученикам.
Для тех, кто готов углубиться в электронику и физику, есть еще и «Нейрон Физика» — набор с дополнительными компонентами и 12 уроками повышенной сложности.
«Для нас важна преемственность, — рассказывает Юрий Вирич, директор по маркетингу и развитию компании «АВРОРА Образование». — В этом году мы планируем выпустить новые решения для старшей школы, сформировав полноценную линейку образовательных наборов — от детского сада и до вуза. Начав работать с «АВРОРА Robotics» в дошкольном возрасте, к старшим классам ученики сформируют компетенции, необходимые для первых профессиональных шагов в сфере IT, в том числе в области ИИ».

Базовый набор включает более 390 элементов для конструирования, СмартХаб с интегрированными 6-осевым гироскопом, динамиком, светодиодной матрицей 5х5, кнопочным управлением, 18 портами для подключения датчиков и моторов, поддержкой Bluetooth и съемным перезаряжаемым литий-ионным аккумулятором емкостью 1000 мА/ч.
Среди программируемых компонентов – 5 моторов постоянного тока (включая 2 сервомотора), 2 датчика оттенков серого, 2 фотоэлектрических датчика измерения расстояния, лазерный модуль измерения расстояния, ультразвуковой датчик, датчик уровня воды, датчик влажности почвы, внешний OLED дисплей, модуль RGB-подсветки и другие.
Несмотря на разнообразие сложных элементов, одно из основных преимуществ набора «Нейрон» — низкий порог вхождения. Простые проекты смогут реализовать даже учащиеся средних классов. При этом значительный потенциал и широкие возможности платформы позволяют «Нейрону» остаться интересным и полезным обучающим инструментом и для старшеклассников, а высокое качество изготовления элементов, их механическая надежность позволят длительно и с удовольствием эксплуатировать набор даже при активном использовании.
Инженерная лаборатория в руках школьника
«Набор “Нейрон” от АВРОРА Robotics – это не просто робототехнический конструктор, а целая инженерная лаборатория в руках школьника», — рассказывает Алёна Пыжонкова, учитель информатики и робототехники в средней школе «Средней общеобразовательной еврейской школы для одаренных детей «Мир интеллекта» — ЧУОО СОШ «Мир интеллекта».
По мнению педагога, одной из первых протестировавшей набор вместе со своими учениками, современные робототехнические решения для средней и старшей школы часто оказываются либо избыточно сложными платформами, требующими навыков пайки, понимания схемотехники и специфического инженерного опыта, что делает их малодоступными для школьных учителей-предметников, либо, напротив, чрезмерно упрощёнными, и тогда учебная деятельность ограничивается сборкой конструкций по инструкции и их запуском по готовому алгоритму — без экспериментов, проектных исследований и прикладного смысла.
«Набор «Нейрон» от АВРОРА Robotics занимает устойчивое место посередине, — подчеркивает Алёна Пыжонкова. — Он ориентирован на приближение к реальной инженерной практике, позволяет реализовывать цифровые лаборатории и осуществлять междисциплинарные проекты, при этом оставаясь доступным для освоения школьниками уже с 7 класса и не требуя от учителя глубокой технической подготовки».
Александра Горчакова, ведущий менеджер по проектным разработкам «АВРОРА Образование», отмечает, что одно из ключевых отличий «Нейрона» — высокая функциональность аппаратной части. Уже в базовой комплектации набор предоставляет инструментарий, сравнимый с тем, что обычно доступен лишь в профессиональных инженерных системах, например: 18 портов ввода-вывода, фотоэлектрический датчик, внешний OLED-дисплей, лазерный дальномер с диапазоном до 100 метров, кольцевая RGB-подсветка с 16,7 млн цветовых оттенков, датчики влажности почвы и уровня жидкости, набор программируемых светодиодов.
Школьники получают доступ к современному инженерному инструментарию, который позволяет им работать с полноценными техническими устройствами и реализовывать разнообразные проекты: от умного дома до изучения физических эффектов.
Наличие датчиков, обеспечивающих измерения в широком диапазоне, открывает возможности для проектной деятельности, интегрированной с естественно-научными дисциплинами. Например, герметичный датчик температуры с диапазоном от -200 до +400 °C позволяет обсуждать физику процессов в условиях экстремальных температур, включая низкотемпературную термодинамику и процессы высокотемпературного нагрева. Датчик Холла дает возможность исследовать магнитные поля и принципы действия электродвигателей.
На базе «Нейрона» школьники могут разрабатывать экологические мониторинговые станции, климатические установки, системы «умного дома», датчики утечек, автоматизированные лаборатории и даже устройства для демонстрации физических законов.
Учебно-методические материалы решения обеспечивают поэтапное освоение материала: от простых ознакомительных заданий к комплексным инженерным проектам. Такой подход соответствует логике инженерного проектирования, включающей анализ задачи, разработку решений, создание прототипа, тестирование и доработку.

Что говорит высшая школа
Новинку протестировали на кафедре динамического моделирования и биомедицинской инженерии института физики Саратовского государственного университета имени Чернышевского. Анатолий Караваев, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой, вместе со своими студентами направления подготовки «Биотехнические системы и технологии» проверил новинку в действии. К исследовательской работе были также привлечены студенты первого курса бакалавриата по профилю «Методы и устройства обработки биосигналов» и выпускного курса магистратуры по профилю «Аппаратные и программные средства биомедицины». Итогом такой совместной работы стал отчет, включающий оценку аппаратных и программных элементов платформы, а также методических материалов.
«Платформа мне и моим студентам очень понравилась. Она построена на основе известного и очень удачного процессорного модуля Micro:bit и дополнена набором из более 20 типов интерактивных модулей: двигателей, датчиков, средств управления и индикации, а также механическими элементами, совместимыми с популярной системой сборки детских конструкторов. Качество изготовление элементов очень высокое, дизайн элементов также выполнен на высшем уровне. Элементы платформы сразу хочется взять в руки, чтобы создать из них что-то интересное. Признаться, я сам не удержался, собрал и запрограммировал пару конструкций», — рассказывает Анатолий Караваев.
Студенты также получили удовольствие от работы с платформой. Отметили, что по сравнению, например, с известной платформой Ардуино качество подгонки механических деталей и электромеханических соединений активных компонентов очень высокое и позволяет не беспокоиться о надежности собранной конструкции.
Анатолий Караваев уверен, что решение будет востребовано в школе. «Наша страна взяла курс на развитие технологий в области робототехники и ИТ. При этом современные инженеры-разработчики должны обладать целым комплексом смежных компетенций в области схемотехники, аналоговой и цифровой электроники, инженерном программировании. Работая в вузе, я отчетливо вижу, что подготовку таких будущих специалистов нужно начинать со школьной скамьи. Мы видим, что школьная робототехника развивается, проводится значительное количество олимпиад и конкурсов. Призовые места в некоторых из них дают дополнительные баллы по профильным предметам ЕГЭ и даже право поступать в вузы без вступительных испытаний. Я считаю, что это очень позитивная тенденция, и школы понимают важность этого направления подготовки учащихся и поддерживают его», — подчеркивает преподаватель высшей школы.
«Хотелось бы увидеть более широкий набор примеров и методических материалов, ориентированных на разный уровень подготовки и различные возрастные группы обучающихся, — дополняет свои впечатления о наборе Анатолий Караваев. — Уверен, что в ближайшее время мы увидим массу новых интересных заданий и примеров для «Нейрона».