Мошенники не заставили себя долго ждать и начали пользоваться новой мерой, которая призвана защитить граждан от злоумышленников.

В Ассоциации развития финансовой грамотности сообщили о новой схеме мошенничества, связанной с самозапретом на получение кредитов. Человеку звонят и представляются сотрудником Госуслуг. После этого злоумышленники сообщают о том, что самозапрет якобы установлен неверно, а чтобы исправить ситуацию необходимо откорректировать заявление и пройти по ссылке, которую присылают в мессенджере. Ссылка оказывается фишинговой, то есть человек попадает на сайт, имитирующий Госуслуги. После введения данных для входа вся информация попадает к злоумышленникам. Таким образом мошенники могут авторизоваться в приложении банка с помощью «Госуслуг» и получить доступ к счетам.
Еще один вариант мошеничества также связан с фишинговой ссылкой в мессенджере, только с помощью ее в телефон попадает вирус. Как пояснили «Известиям» в Ассоциации развития финграмотности, такая программа умеет читать СМС, в том числе коды для входа на Госуслуги или банковские приложения.
В свою очередь в Минцифры РФ заявили, что сервис Госуслуг по установлению самозапрета на кредиты и займы работает корректно. При этом отменить самозапрет может только сам пользователь, подписав заявление электронной подписью на токене или в приложении «Госключ».
«Все изменения статуса заявлений отображаются в личном кабинете и никаких «некорректных» или «случайных» самозапретов быть не может. Будьте бдительны: сотрудники Госуслуг не звонят и не присылают никаких ссылок», – заявили в Минцифре.
В ведомстве рассказали, как человек может обезопасить себя от мошенников, чтобы они не получили доступ к Госуслугам, так как с помощью внешнего воздействия это сделать невозможно, только используя методы социальной инженерии. Важно: никогда никому не сообщать данные для входа на портал; проверять ссылку страницы, единственно верный адрес Госуслуг — gosuslugi.ru; письма от Госуслуг приходят только с адреса no-reply@gosuslugi.ru; приложения можно устанавливать только из проверенных магазинов; пользоваться антивирусными программами.
Если человек заподозрил что-то неладное, то нужно предпринять следующие шаги: для смены привязанного к аккаунту номера нужно попросить подтвердить учетную запись через онлайн-банк или прийти в МФЦ; заморозить на 72 часа все, что касается предоставления выписки 2-НДФЛ, информации из бюро кредитных историй и т.д.; не позволять авторизоваться с помощью Госуслуг на чувствительных ресурсах, например, на сайтах микрофинансовых организаций.
Ранее «Учительская Россия» сообщала, что на основании федерального закона от 26.02.2024 № 31-ФЗ любой гражданин России может установить и снять самозапрет на получение кредитов и займов. Это можно бесплатно сделать в любой момент на Госуслугах. Позднее такая возможность появится и через МФЦ. Самозапрет может быть полным или частичным по виду кредитора – банковским или кредитной организации; по способу обращения – в офисе или дистанционно либо только дистанционно.