Ежедневник

Смотреть все публикации

Строительство передовых школ, рост финансирования: в столице утверждены приоритеты развития образования

Российская столица входит в пятерку мировых лидеров по качеству школьного образования, а принятые решения позволят сохранить и улучшить эти позиции. В Правительстве Москвы определили приоритеты развития образования на 2025 год.

Фото: Департамент образования города Москвы

Президиум Правительства Москвы рассмотрел вопрос о приоритетах развития системы образования в столице на 2025 год. По его итогам Сергей Собянин принял решение увеличить нормативы подушевого финансирования школ общего образования для повышения качества образования с одновременным выравниванием норматива для 5-11-х классов. Кроме того, принято решение о развитии системы математической и естественно-научной подготовки школьников, увеличении числа бюджетных мест в колледжах для москвичей — выпускников девятых классов для поддержания растущего интереса к среднему профессиональному образованию. На эти цели выделят 46 миллиардов рублей. В столице также построят пять передовых школ будущего.

Столица входит в пятерку мировых лидеров по качеству школьного образования. Принятые решения позволят сохранить и улучшить эти позиции, а также обеспечить конкурентоспособность выпускников московских школ в условиях трансформации рынка труда и развития цифровых технологий.

Увеличение финансирования и нормативов

В 2025 году на финансирование московского образования добавят 46 млрд рублей. Финансирование школ в таком случае увеличится на 13 %. Высокие результаты и успешность учащихся в старшей школе, колледже и вузе во многом зависят от базовой фундаментальной подготовки в начальной школе и в 5-9-х классах, поскольку именно в этот период закладывается интерес к обучению, раскрываются таланты и способности ребенка. Поэтому сегодня важно уделять такое же внимание начальной и основной школе, как и старшей. Это станет важным фактором дальнейшего роста качества столичного образования и успехов учеников.

В связи с этим Правительство Москвы решило ввести единый высокий норматив финансирования в 5-11-х классах вместо двух различных на среднее и старшее звено, а также увеличить его размер. Он составит 197 тысяч рублей в год на ученика. В основной школе (5-9 классы) норматив вырастет почти на 20 %, а для 10-11 классов — на 5,4 %. Подушевой норматив в начальной школе (1-4 классы) вырастет почти на 15,7 % — до 171 тысячи рублей в год.

Александр Семенников, депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по образованию, отметил: «Это очень важное решение, которое позволит выровнять качество образования во всех московских школах. Мы уже отошли от той ситуации, когда в городе существовали элитные школы, куда все стремились попасть, а родители любыми способами пытались устроить туда своих детей. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы во всех школах Москвы качество образования было одинаково высоким. Именно поэтому я поддерживаю введение единого норматива, а также повышение норматива для учащихся, особенно с пятого по девятый класс. Это тот возраст, когда формируется личность ребенка, его интересы, и здесь важно не просто тратить, а именно инвестировать средства из бюджета Москвы в наших детей, в наше будущее, будущее столицы и всей России».

Активизация естественно-научного и математического направлений

Дополнительные бюджетные средства направят на повышение качества математической и естественно-научной подготовки школьников, которое определяет достижение технологического лидерства столицы. С нового, 2025/2026 учебного года в школах организуют городские учебные курсы по математике, науке и технологиям для 1-6 классов. Ребята будут решать творческие задачи, развивая логику, пространственное и аналитическое мышление. Появятся также новые городские олимпиады, в том числе экспериментальные, для раннего выявления талантов детей и их последующего индивидуального сопровождения.

Фото: Департамент образования города Москвы

Михаил Случ, директор лицея «Вторая школа» имени В.Ф. Овчинникова, рассказал: «Ключевыми, конечно, являются 5-9 классы. Я бы сказал, что пятый, шестой, седьмой. В этот момент математика из обычной арифметики превращается в алгебру, появляется геометрия, и, как правило, школьники окончательно теряют интерес к ней, либо, наоборот, готовы дальше учиться. Здесь очень важен учитель, он может очень многое сделать для того, чтобы ребята дальше развивались в математическом и естественно-научном направлении».

Уже в апреле следующего года на олимпиаде «Готов к жизни в умном городе» ученики 3-4 классов смогут продемонстрировать умения, полученные на дополнительных занятиях. Проведение таких занятий потребует и более продвинутого уровня подготовки учителей, приобретения ими новых компетенций. С 1 апреля этого года учителям будет предложена новая система подготовки и повышения квалификации на специальных курсах. Решение о разработке дополнительных курсов для школьников принято с учетом возрастающего роста интереса школьников к математическому и естественно-научному образованию.

Фото: Департамент образования города Москвы

В 2025 году математику профильного уровня на ЕГЭ будут сдавать рекордные 60 % одиннадцатиклассников — это более 32 тысяч выпускников. За последние пять лет на 46 % вырос интерес к информатике, экзамен по которой в этом году сдадут 16 тысяч человек. Кроме того, впервые за несколько последних лет в число популярных предметов вошла физика — ее выбрали более 10 тысяч выпускников.

Школы будущего и обновление образовательной инфраструктуры

Системное развитие образования невозможно без формирования качественной образовательной среды. В столице начали реализацию беспрецедентного проекта обновления школьной инфраструктуры и материально-технической базы. С 2024 года реализуется масштабная программа «Моя школа», в рамках которой планируется модернизировать до 100 школьных корпусов в год. Сейчас после реконструкции открыты первые четыре здания. К началу нового учебного года в Москве модернизируют около 50 школ. Учиться в современных, комфортных и высокотехнологичных классах будут более 35 тысяч детей.

Фото: Департамент образования города Москвы

Город продолжает строить новые школьные здания. В частности, принято решение о создании пяти передовых школ будущего в Пресненском, Мещанском, Басманном и Таганском районах. Новые учебные корпуса возведут по инновационным стандартам, включающим создание комфортных пространств для проведения научных экспериментов, групповой и индивидуальной работы, выставочных зон для проектов, медиатеки с атриумом и зонами рекреаций. Особое внимание уделят визуальной открытости и наполненности пространства светом. До 2032 года в столице построят или модернизируют около тысячи школьных зданий.

«Хочу также отметить значительные инвестиции в создание современной образовательной среды. Сегодня в Москве активно проводится не просто капитальный ремонт, а полноценная реконструкция школьных зданий. Формируется такая среда, которая мотивирует детей к множественным пробам, а в подростковом возрасте именно пробы и эксперименты играют ключевую роль. Благодаря этому возрастает мотивация к учебе и стремление к успеху», — рассказал Ефим Рачевский, директор школы № 548 «Царицыно».

Фото: Департамент образования города Москвы

 Выбор траектории обучения для молодежи станет шире

Приоритетная задача в сфере образования — предоставление молодежи максимально широкого выбора траектории обучения в соответствии с интересами и талантами каждого ученика. Школьники, которые продолжают обучение в 10-11-х классах, углубленно изучают как минимум два предмета, чтобы лучше подготовиться к поступлению в вуз. Доказал свою эффективность и столичный стандарт предпрофессионального образования, который строится по модели «школа — колледж — вуз — предприятие».

Традиционно по окончании девятого класса многие выпускники выбирают продолжение учебы в колледже, что позволяет им в короткие сроки получить востребованную профессию и начать самостоятельную жизнь. Более 75 % вакансий на московском рынке труда ориентировано на специалистов со средним профессиональным образованием. Доля выпускников городских колледжей, получающих работу по специальности, составляет 95 %.

Приемная кампания 2024 года показала растущий интерес девятиклассников к СПО. Выделенные 16 тысяч дополнительных целевых мест были заполнены на 100 %. Студентами колледжей стали в два раза больше девятиклассников — около 36 тысяч человек. Среди самых востребованных направлений — информационные технологии и программирование, графический дизайн, поварское и кондитерское дело, туризм и гостеприимство. Растет спрос абитуриентов на специальности в области финансов и торговли, образования и социальной сферы.

Фото: Департамент образования города Москвы

Учитывая эту тенденцию, в 2025 году Правительство Москвы решило увеличить количество бюджетных мест в городских колледжах для выпускников девятых классов по потребности. Начиная с 2023 года город проводит комплекс мер по модернизации и системному развитию среднего профессионального образования. В ее основе лежит два базовых принципа:

  • актуальность и востребованность (образовательные программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей и профессиональных ассоциаций);
  • практикоориентированность (студенты погружаются в профессиональную среду с первого курса обучения в колледже, а практические занятия составляют не менее 70 процентов всего времени обучения и проходят под руководством опытных наставников и мастеров производственного обучения).

Один из ключевых элементов изменений — постоянное взаимодействие с работодателями, работа под их запрос. Сегодня у городских колледжей более трех тысяч партнеров из всех отраслей экономики. Еще одно важное направление модернизации среднего профессионального образования в Москве — масштабное переоснащение колледжей. В течение нескольких лет планируется переоборудовать или создать заново более двух тысяч лабораторий и мастерских. Это позволит проводить практические и лабораторные работы на современном технологическом уровне с применением оборудования, которое работает на предприятиях города.

На базе современных производств также появятся три флагманских центра практической подготовки. Один из них, расположенный в индустриальном парке «Руднево», открыли в октябре 2024 года. В планах до 2031 года — построить семь инновационных образовательных кампусов общей площадью более 400 тысяч квадратных метров для размещения свыше 60 тысяч студентов. Среди них — колледжи в сферах креативной индустрии, информационных технологий, здравоохранения, гостеприимства, промышленности, транспорта, строительства и других.

Ранее «Учительская Россия» рассказывала, что школьникам медклассов показали достижения столичной медицины на форуме-фестивале «Москва 2030».

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen