Речь идет о шести университетах, которые участвуют в пилотном проекте по переходу на новые уровни образования.
В четверг, 6 июня, министр науки и высшего образования Валерий Фальков провел традиционную встречу с активистами студенческого медиацентра Минобрнауки на полях ПМЭФ. Он рассказал ребятам об обновлении системы высшего образования.
Валерий Фальков пояснил, что срок обучения должен соответствовать сложности подготовки специалиста. И здесь важно, чтобы вузы настраивали свои программы совместно с бизнесом, добавил он. Министр привел в пример участника пилотного проекта Балтийский федеральный университет, который работает с Росатомом. В вузе ребята после 2 курса учатся по 3 разным траекториям: «химик-специалист по качеству», «инженер-химик» или «химик-исследователь». И от этого зависит их срок обучения – от 4 до 6 лет.
Глава Минобрнауки рассказал, что выпускники будут получать дипломы с указанием конкретной квалификации, которая будет говорить о получении студентом конкретных умений и навыков. Например, вместо «бакалавр» – «инженер-технолог», вместо «магистр» – «инженер данных».
«Все дипломы бакалавра и специалиста, полученные до обновления, будут иметь свою силу и считаться оконченным высшим образованием», – пояснил Валерий Фальков.
По словам министра, интерес абитуриентов к новым программам растет. На этот учебный год вузам, участникам пилотного проекта, выделено в два раза больше бюджетных мест по сравнению с прошлым годом – более 10 тыс.
Валерий Фальков заявил, что при желании, ребята, которые учатся на бакалавриате или специалитете, смогут перевестись на программы обновленной системы высшего образования, но такая возможность есть пока только у студентов вузов, участвующих в «пилоте».
«Мы рассчитываем, что начиная с 2026 года все первокурсники будут поступать на обновленные программы», – рассказал министр, слова которого приводятся в Telegram-канале ведомства.
Он также рассказал, какой станет магистратура после обновления системы высшего образования. По его словам, она будет пересмотрена в сторону качества и должна стать передовой. Магистратура будет реализовываться по трем трекам:
– исследовательская, в которую можно будет поступить по профилю сразу после получения высшего образования;
– профессиональная, обучение в которой возможно только спустя какое-то время после работы по профессии;
– управленческая, которая подразумевает государственное и муниципальное управление, менеджмент.
Ранее «Учительская Россия» приводила слова Валерия Фалькова, который рассказал о первом и одном из главных преобразований в системе высшего образования. «Получаемое выпускником школы или колледжа высшее образование должно быть полноценным, то есть завершенным, целостным и достаточным с учетом запросов экономики. Иначе говоря, следует обеспечить подготовку специалиста за один такт, без необходимости доучивания в магистратуре. Это принципиально важный и главный момент планируемых преобразований», – пояснил он.