Столичные учащиеся вернулись из Большой арктической экспедиции и поделились своими впечатлениями. Из-за погоды школьникам приходилось пробираться на ощупь.
Две команды учащихся, каждая – из семи человек, почти две недели исследовали Крайний Север, двигаясь по пути первооткрывателей. Им удалось проверить на прочность умный город и закалить характер. В этом году команда старшеклассников «Первооткрыватели» прошла на лыжах по следам руководителя Русской полярной экспедиции начала ХХ века Эдуарда Толля и советского ученого Ивана Папанина. Ребята двигались вдоль побережья острова Таймыр по морю Лаптевых к мысу Челюскин. Команда студентов «Московские профессионалы» строила мобильный городок-станцию на мысе Челюскин.
Как попасть в экспедицию
Большая арктическая экспедиция проходит каждый год. Организатором выступает центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» под руководством заслуженного полярника Матвея Шпаро, сына известного советского исследователя Дмитрия Шпаро, впервые в истории дошедшего в 1979 году до Северного полюса на лыжах. Экспедиция призвана воспитать новое поколение полярников.
Будущих полярников тщательно отбирали: некоторые подавали заявку еще год назад. На первом этапе ребята писали Арктический диктант, показывая знание региона, а также участвовали в лыжных состязаниях. Около 40 победителей прошли шестидневные тренировочные сборы в Карелии, где проявили физическую, техническую и психологическую готовность к походу. С лучшими 16 кандидатами общался лично Матвей Шпаро, он для путешествия в команде «Первооткрыватели» оставил лишь семерых. Затем в течение недели ребят учили ставить палатку, правильно экипироваться, противостоять медведям.
Такой же отбор ждал и студентов — в команду «Московские профессионалы». Тридцать человек отправили в подмосковный лес, чтобы проверить их готовность работать в экстремальных условиях. Там ребята провели три дня: жили в палатках, сдавали нормы ГТО, проходили психологический тест. Из всех студентов Матвей Шпаро также выбрал только семерых для участия в экспедиции.
Что ждало ребят в экспедиции
Из Москвы участники улетели в Красноярск, затем — в Хатангу, на самый северный гражданский аэропорт. По словам ребят, Арктика их встретила сурово: пургой и нулевой видимостью. В такую погоду каждый лыжник вез за собой сани с баулом, в котором были собраны запасные вещи и восемь килограммов провизии. Ориентировались только по спутниковой системе GPS. Отрядом, которому предстояло пройти 104 км, руководил Матвей Шпаро. Путешествие некоторым участникам показалось бесконечным, плохо спасала даже многослойная одежда. Через каждые 45 минут школьники делали пятиминутный привал, пили чай и ели сублиматы. Одну на всех палатку разбивали прямо на льду моря Лаптевых. Питьевую воду получали, топя снег.
Несмотря на сложности, старшеклассники по пути делали географические заметки. Им удалось найти избу Папанина: ребята раскопали ее, замерили и сфотографировали, чтобы позднее строение можно было реставрировать. Однажды путешественники увидели сугробы, которые на самом деле оказались медведицей с двумя медвежатами. Животные стали следовать за группой. В этот момент было важно не паниковать, а пропустить вперед человека с оружием. Матвей Шпаро несколько раз выстрелил вверх из травматического пистолета, а затем из ружья – медведи отступили.
На мысе Челюскин
Группа студентов колледжей во главе с путешественником Владимиром Мельником на мысе Челюскин обнаружили лишь обломки советских сараев и барак метеорологов. Все это было завалено снегом. Им пришлось срочно искать материал для настила будущего арктического городка. Его смастерили из уцелевших досок. Ребята работали с семи утра до двух ночи на ледяном ветру. На третий день стали собирать мобильную палатку – умный дом, который создала «Лаборатория путешествий». Его оснастили спутниковым интернетом, кухонной вытяжкой, розетками, управляемыми с компьютера. Перед путешествием студенты изучали мобильный городок в Москве. Непосредственно в Арктике им нужно было протестировать прежде всего радар, который улавливает приближение белых медведей на расстоянии в 1,5 километра.
Команда «Московские профессионалы» испытала также солнечную батарею – она может заменить дизельный генератор, чтобы сохранить экологию. Как сообщает портал мэра Москвы, уезжая, ребята разобрали лагерь, оставив все для следующих полярников. Ведь палатку и изгородь легко установить за пару часов. Осенью конструкцию предстоит испробовать волонтерам-экологам, которые приедут сюда работать.