Алиса Денисова в 2021 году возглавила команду ПроШколы – дочернюю структуру ВЭБ.РФ, утвержденную правительством России как концессионер, с которым субъекты и муниципальные образования могут без конкурса заключать соглашения по созданию новых школ в рамках государственной программы «Развитие образования». Алиса шаг за шагом меняет представление об администрировании процессов, влияющих на качество обучения. В портфеле у ее компании 69 школ – отдельных зданий в 23 регионах России и 1 межвузовский студенческий кампус.

– Всегда интересен лидер, который ведет за собой команду, поэтому поговорим сначала об Алисе как маме: ты довольна тем, как оснащены школы, в какой обстановке занимаются дети?
Я очень хорошо помню момент, когда мы построили свою первую школу – это было в декабре 2022 года – прошел всего 1 год и 3 месяца с момента назначения меня генеральным директором ПроШколы, как ко мне подошел очень обиженный сын и сказал: «Мам, почему у нас в школе такого нет?». Тогда он учился в 5-м классе обычной московской школы. И он был реально расстроен, говоря: «Там есть бассейн, зал хореографии. Почему там вот это все есть, а у нас нет?».
Живая эмоция ребенка дала понять, что мы с командой смогли лучшее, что есть в современных школах, перенести в регионы России. Мы сделали новый продукт, который доступен детям по всей стране.
Как мама я, конечно, горжусь этим, и сын, кстати, тоже научился этим гордиться, радоваться каждому новому объекту. Он читает мой блог, в котором я рассказываю о стройках школ по всей России, и иногда ездит со мной в командировки и очень любит это дело.

– Можно ли сказать, что ПроШкола задает стандарт современной школы и опуститься ниже заданной планки нельзя?
В своем собственном портфеле мы однозначно ставим себе такую задачу. Даже когда реализуем несколько объектов в одном регионе, то стараемся каждую вновь вводимую школу сделать интереснее, лучше, более продуманной. Потому что каждый новый объект нас чему-то учит.
К примеру, мы вводим вторую школу в Калужской области: первая была в городе Обнинске, вторая – в самой Калуге. Так вот, найденные в Обнинске решения в дизайне образовательной среды мы масштабируем и на калужскую, и на все вновь вводимые школы. Но не останавливаемся на этом.
В Калуге вовлеченно участвовал индустриальный партнер школы, обеспечивая дополнительное оснащение классов и передавая материалы для дизайна среды. Благодаря такому вкладу Калужского турбинного завода дети узнают про инженеров-конструкторов, инженеров-проектировщиков и вообще про профессии будущего. Через инфографику мы рассказали ребятам, какие профессии нужны будут в Калуге через 10-15 лет: учись, иди в инженерный класс, поступай в вуз и двигайся дальше.
Это про эволюцию, когда каждая новая школа должна быть лучше предыдущей.

– Сколько сейчас в портфеле ПроШколы проектов, которые сданы либо строятся?
У нас в портфеле 69 школ – отдельных зданий в 23 регионах России и 1 межвузовский студенческий кампус. Если говорить цифрами, то получается 60 тысяч школьников и 5 тысяч студентов. Эти цифры не конечные, есть задача увеличивать портфель, причем не только в образовании, но и в культуре, спорте, реабилитации.
Наша география на данный момент – от Белгорода до Сахалина, от Саха-Якутии до Осетии. Все виды климатических и сейсмический условий. Мы научились бить сваи при минус 40, оказывается, это возможно. Лить бетон при минус 50. Прошли через режим ЧС при полном затоплении строительной площадки в Уссурийске. У нас огромное количество контрагентов, потому что мы принципиально не централизуем рынок генподряда – в каждом регионе работают местные игроки: при том, что если объектов больше чем один, то и подрядчиков больше, чем один.

– ПроШкола – это не только про стены и про стройку. Мы говорим про место, где 10 часов в сутки 5 дней в неделю работают профессионалы. Сделать работу педагогов удобной и комфортной – это та компетенция, которая, на мой взгляд, с точки зрения архитектуры, наполняемости, комплектации, отсутствует как факт. Исходя из этого, как ПроШкола сдает «под ключ» школы, которыми довольны педагоги?
Мне нравится выражение «Под ключ», я бы тут расширила – мы создаем объекты социальной инфраструктуры «под ключ» с сильной функционально-технологической базой.
То, что Вы перечислили – относится к профессии технолога. Раньше, в советское время, не начинали строить, и, не дай боже, закупать, до момента, пока технолог и инженер проекта не согласуют между собой образ будущего продукта, проекта, объекта в виде определенного технологического задания.
В силу разных причин эта часть проектного процесса исчезла. И сейчас практически все проекты начинаются с «задания на проектирование» или «выбора типовой проектной документации».
Но даже если ПроШкола берет типовой проект 15-летней давности, мы его корректируем под новые нормы – только за три года существования компании я стала свидетелем двух этапов смены нормативной базы. В ходе корректировки, а по сути перепроектирования объекта, мы подключаем технологов, педагогов, методологов, методистов, «оснащенцев» и обсуждаем, какой будет школа, какие профили мы хотим в ней видеть.
Результаты дискуссии отражается на перечне оборудования и помещений, на дизайн-проекте школы. Если мы пропустим этот этап, лишим школу ее уникальности.

– То, как сейчас меняется школа, несет за собой изменения средств обучения: как, с Вашей точки зрения, меняется этот рынок? Успевает ли он за строительством современных социальных объектов или образовался разрыв?
Разрыв сейчас, как мне кажется, есть между успешной практикой по оснащению частных и около государственных школ и требованиями, которые продиктованы в рамках проектов создания и ремонта объектов с федеральным бюджетом. Не вся нормативная база, которая окружает федеральные проекты, содействует применению уже выработанных и апробированных в частном секторе лучших практик.
Мы все в этом плане готовы к экспериментам и эволюции, но есть требования, установленные приказами, практикой лицензирования, прохождения проверок санэпиднадзором, работой на объектах. Все эти процессы требуют внимательного отношения. Отсюда есть понимание, что не все новации, которые хорошо смотрятся на выставке, могут быть завтра масштабированы по стране.
Второй момент, который я вижу, как генподрядчик: когда мы говорим о рынке учебного оборудования и средств обучения, то до конца не видим и не понимаем его параметры, участников и ландшафт. Есть информационные лакуны, которые предстоит закрыть, в том числе на нормативно-законодательном уровне. Например, что считается нормальным – 5 или 10 лет гарантийного периода после ввода объекта в эксплуатацию? По каким категориям средств обучения у нас в стране есть действительная конкуренция, а по каким пока есть только 1-2 завода-изготовителя?
Процесс созревания рынка, как мы его видим, еще впереди.
ПроШкола хотела бы от этого рынка большую локализацию и спрямления контрактов, чтобы цепочки поставок были короткими. Мы не считаем, что многоступенчатая система в этой категории товаров – это хорошо, потому что это все-таки социальная инфраструктура, и чем больше денег мы потратим на реальную стоимостью объекта, а не торговые операции между участниками рынка, тем более правильно.

– Алиса, спасибо, что честно делитесь своим мнением и предложениями, в том числе в рамках подготовки второго съезда учебной промышленности.
Таких мероприятий как УЧПРОМ не так много: пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить. И я считаю, что съезд один из таких.
Честный разговор без купюр о принципах формирования рынка учебного оборудования и средств обучения нужен всем, вне зависимости от ролей, в которых мы выступаем, – «производитель», «интегратор», «учитель», «заказчик». Кстати, только отраслевых федеральных министерств, заинтересованных в УЧПРОМе, четыре – Минпромторг, Минпросвещения, Минобрнауки, Минстрой.
А если начать перечислять контрольно-надзорные органы, которые содействуют или мониторят, или обеспечивают безопасность оснащения образовательных учреждений, то интересантов еще больше. Это действительно крайне чувствительная область деятельности.
Производство учебного оборудования – сегмент рынка, который, если он правильно структурирован и правильно растет, слышит заказ государства, то его развитие будет обеспечено на годы вперед, в том числе за счет реинвестирования средств.
Пришло время поговорить не только о сегодняшнем дне, но и об инвестировании в будущее. Рынок учебного оборудования и средств обучения настолько подрос, что ему нужно финансовое плечо. Надо пригласить на съезд еще один круг участников – банки. Они придут с внятными кредитами, когда увидят ту прозрачность, которая необходима им для принятия решений.
Все перечисленные вопросы требует пространства для диалога, и я иду вот за этим на УЧПРОМ-2024. Думаю, что большинство моих коллег и партнеров, отечественных производителей и комплектаторов идут за этим же. Потому что таких крупных мероприятий, профильных и в то же время отрабатывающих проблемные вопросы по широкой повестке, по сути-то и нет.

– А как Вы относитесь к тому, что в образовании должны заработать офсетные контракты?
Думаю, что как инструментарий – это может заработать. А вот для финансово-экономической успешности офсета потребуется не просто дающийся по закону статус «Е-поставщика», он связан с этой формой реализации инвестпроектов, но и понятный будущий заказ.
И тут возникает проблема, связанная с механизмами долгосрочного планирования. У нас с планированием на 3 года есть вопросы, а тут период в 5-7 лет. А если в рамках офсета мы еще должны будем раз в 2 года обновлять линейку, то цикл инвестиционной возвратности еще удлиняется.
Как в условиях, когда основной драйвер сегодняшнего рынка учебного оборудования – это текущие закупки под вновь оснащаемые или ремонтируемые объекты адресной программы – инвестору, банку, иным финансовым организациям поверить в перспективные планы?
Наверное, заново посмотреть на рынок: есть понимание, что рынок учебного оборудования «не досчитан». В бюджеты таких хозяйствующих субъектов, как школы, отсутствует отдельная строка – на переоснащение в определенном цикле. Эта проблема никем не проговаривается.
Между тем, проектируя офсет в образовании, нам придется ответить на вопрос о рынке учебного оборудования, который существует за пределами адресной инвестиционной программы. Любой банк запросит эту информацию. Наша задача – открыть дискуссию о возможном офсете и необходимых для него условиях на съезде.
PS: Продолжение разговора с исполнительным директором Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральным директором ООО «ПроШкола» Алисой Денисовой состоится на полях II Национального съезда учебной промышленности (УЧПРОМ-2024).
Интервью опубликовано в рамках совместного проекта «Классные перемены» Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), сетевого издания «Учительская газета» и проекта «Учительская Россия»