Под термином «неформальное образование» имеется ввиду обучение, которое проходит вне формальной системы образования, но имеет определенную структуру и порядок.

Российская академия образования (РВО) и Общероссийский Профсоюз образования провели исследование, согласно которому более 75% российских педагогов вовлечены в образовательные мероприятия неформального профессионального развития.
В исследовании приняли участие 24 698 педагогов со всей страны, из них: более 42% учителей, почти 26% воспитателей, почти 10% преподавателей, а также педагоги-психологи, логопеды, методисты, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.
«Одной из важнейших уставных задач РАО как государственной академии наук является обобщение и распространение прогрессивного отечественного опыта развития образования», – пояснила президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева. Она отметила, что учитель учится и узнает что-то новое на протяжении всей жизни, поэтому так важно было узнать, по каким причинам педагоги выбирают то или иное направление своего профессионального развития, какие темы у них наиболее востребованы и почему. По ее словам, понимание этих причин будет помогать развитию всего педагогического образования.
«Отрадно, что в ходе исследования мы смогли напрямую узнать от коллег о том, что дает им участие в программах неформального дополнительного профессионального образования, какие форматы им наиболее интересны, какие темы значимы. Знание этих особенностей поможет и Профсоюзу в проведении наших корпоративных образовательных программ», – сказала председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова.
В ходе исследования выяснилось, что наибольший интерес у педагогов вызывают одноразовые или краткосрочные форматы обучения: онлайн-конференции и семинары (74%), открытые уроки коллег и взаимообучение (почти 64%), семинары методического объединения предметников в своей организации (почти 60%).
Среди целей, которые преследуют педагоги, отправляясь на обучение, были названы: совершенствование знаний и умений в своей профессиональной деятельности (73,3%), познание нового (66,3%), личностное, общее развитие (65,5%), необходимость соответствовать новым требованиям жизни, адаптироваться к новым условиям (47,3%). Также среди целей были отмечены: повышение своего авторитета на работе, обеспечение возможностей дополнительного заработка, повышение заработной платы, подготовка к смене профессии или специальности. Интересно, почти четверть опрошенных (24,1%) рассказали, что начали обучение за компанию с коллегами.
При выборе той или иной образовательной программы педагоги ориентировались на то, что есть возможность познакомиться с педагогическими идеями и материалами значимых в профессии коллег, специалистов и экспертов; целенаправленно изучить и освоить нужное профессиональное умение или компетенцию; удобный дистанционный формат; отсутствие необходимости прерывать трудовую деятельность; возможность самостоятельно определять сроки и темп своего обучения; отсутствие внешнего принуждения и учебного стресса; финансовая экономия; возможность делать перерывы и откладывать во времени свое обучение; никто не контролирует результаты обучения; возможность смены профессиональной траектории.
Самые популярные направления для обучения у педагогов связаны с развитием конкретных педагогических техник: приемы работы в классах и группах, разнородных по уровню способностей и подготовки; приемы развития у учащихся каких-либо умений; практики оценивания и другие. А вот наименее востребованными программами является те, которые связаны с личностным развитием: практики и методы сохранения педагогом физического здоровья; практики и методы стрессоустойчивости, и способы сохранения педагогом психологического здоровья.
В ходе исследования выяснилось, что 53,6% педагогов проходили программы неформального образования бесплатно, 36,5% – оплачивали сами. При этом больше всего учатся за свой счет педагоги дополнительного образования (39%), учителя (37,9%), воспитатели (36,4%), преподаватели колледжей и вузов (31,1%).
В пресс-службе РАО добавили, что более половины участников опроса отметили положительное влияние мероприятий неформального образования на результативность своей педагогической деятельности.