Ежедневник

Смотреть все публикации

Как педагогам и родителям оставаться авторитетом для подростка

Педагоги и родители – настоящие авторитеты для подростка? Да, если они – члены его референтной группы, за которым подросток готов последовать, к которым он прислушивается уже сейчас.

Фото: Freepik

Для людей разного возраста существуют свои авторитеты. Люди, к мнению которых прислушиваются, за которыми готовы следовать, могут быть разными. Но есть закономерности, связанные с возрастными различиями человека, его сменой социальной ситуации развития в каждом возрасте. Эти закономерности часто связаны с неосознанным выбором авторитета.

Так, для ребенка раннего возраста до 3-х лет авторитет — его родители, а для дошкольника до 7 лет — родители и воспитатели, педагоги. Для детей младшего школьного возраста основным авторитетом становится школьная учительница, и сколько бы родители не говорили ребенку, как правильно учиться писать буквы, он напишет так, как скажет учитель, а не родитель. Авторитеты в каждом возрасте смещаются. Это связано с развитием психики человека, его мировоззрения, сменой интересов и потребностей.

Рассмотрим интересы и желания подростка. Этот возраст особенный, по-своему сложный.

Подростки, как народ ершистый, неугомонный, временами агрессивный, зачастую не слушают ни родителей, ни учителей, не признают их авторитетность. Не всегда, конечно, но часто.

Понятно, почему с суждением «ваш самый тихий и спокойный подросток» сразу хочется поспорить. Первое, что приходит на ум взрослому, спросить: «Где это вы видели таких подростков?», «В нашей школе таких точно нет», «Тихий и спокойный подросток – нет, не бывает».

Как разговаривать с ними, на что опираться?

Часто взрослые, педагоги, окружающие подростка, жалуются: с мальчиком или девочкой разговариваешь, а он тебя не слышит, не видит, не замечает и делает совсем не так, как хочешь ты. Что делать в таких случаях, как взаимодействовать? Не ждать же, на самом деле, когда пройдет 5-6 лет, пока он переживет свой подростковый возраст и опять начнет к тебе прислушиваться?

Однако выход есть, и он совсем рядом. Все психологи мира пришли к этому выводу: для того, чтобы подросток тебя услышал и сделал так, как ты сказал, нужно войти в сферу его интересов, стать членом его референтной группы. По-другому никак. Сделать это самим взрослым, а не ждать, когда подросток «осознает» пока еще недоступные для него или малопонятные вещи об общении, поведении, взаимодействии. Педагоги со стажем это хорошо понимают.

Итак, авторитет для подростков — члены их референтной группы. Реальной или выдуманной группы, но важной, интересной для них. Кто интересен подростку, тот, соответственно, значим и авторитетен.

И родителю для того, чтобы подросток 11-16 лет его услышал, важно не просто стать членом его референтной группы, но и остаться таковым.

Но не настолько, как советуют педагоги, чтобы быть точной копией своего сына или дочери. От родителя не требуется так же, как дети в этом возрасте, лихо ездить на велосипеде, самокате или громко смеяться в подъезде, рассказывая про школьную жизнь. Понимать же мысли и желания подростка точно нужно. Сопереживать, если он что-то сделал не так и чувствует свою вину. Не «добивать» его обвинениями, когда у него и так сработало чувство стыда за проступок, а вместе анализировать ситуацию, искать выход.

Другой важнейший аспект этого возраста – размышления о будущем, о смысле жизни и выборе своего пути.

Как известно, в подростковом возрасте самоопределение выходит на первый план. Вопросы: «Куда ж нам плыть?» становятся наиболее актуальными. Как в известном и актуальном по сей день стихотворении В. Маяковского «Кем быть?»: «У меня растут года. Будет мне 17… чем заниматься?». Это размышления пока еще не на первом месте, но начинают выходить на лидирующие позиции.

 Больше всего вопросы самоопределения связаны с выбором жизненного пути личности. Ведь направление, куда человеку двигаться в своем развитии, вектор этого развития определят его жизнедеятельность на многие годы.

Подростки же, как истинные максималисты, хотят решить смысложизненный выбор в целом.

От этого и происходят их метания из стороны в сторону при выборе клуба по интересам, компании. Получается, что позиция «сегодня я увлекаюсь игрой на музыкальном инструменте, а завтра ждите меня в клубе вышивания бисером» не редка и не нова в подростковой среде. Большое количество или разброс интересов говорят о том, что подросток пробует свои силы в разном, а не просто так мечется из стороны в сторону. Он прикладывает усилия в разных областях жизнедеятельности для того, чтобы определить, что для него интереснее, важнее.

Подросток смотрит, в чем он преуспевает, что дается легче, а что тяжелее. В итоге многие ошибаются. Потому что неправильный выбор принимают за легкий, руководствуясь тем, что «подруга туда пошла» или «родители настояли».

Бывает, что свои нереализованные желания в юности родители неосознанно (!) проецируют на жизненный путь подростка. Затем получается, что их ребенок как бы отрабатывает юношеские потребности родителя, хотя у самого подростка могут быть совсем другие способности. Поэтому в колледжах и вузах мы видим часть студентов, которые рано или поздно понимают, что это не их профессия, а чужой жизненный путь.

Для того, чтобы сделать правильный выбор, ребенку подросткового возраста нужна поддерживающая помощь взрослого. Хорошо, когда этим взрослым становится мудрый родитель, педагог, наставник, то есть авторитетный для подростка человек, понимающий его, который стал членом его референтной, предпочитаемой группы.

Автор: Ирина Колиниченко, психолог, кандидат психологических наук

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen