Ежедневник

Смотреть все публикации

Как школьникам и их родителям справиться со стрессом в период экзаменов

Экзамен – испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Чтобы хорошо сдать экзамен, необходимо укрепить уверенность в своих силах.

Фото: stockking, freepik

Стресс перед экзаменом — это естественная реакция организма на давление, связанное с ожиданием испытаний или оценивания. Такой стресс может проявляться различными способами и может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на результаты экзамена.

Причины стресса:

  1. Ожидания и требования: стремление к высоким баллам или боязнь не оправдать ожидания родителей и учителей.
  2. Неуверенность в своих знаниях: страх, что ты не готов к экзамену или не владеешь необходимыми знаниями.
  3. Отсутствие подготовки: нехватка времени или недостаточная подготовка могут вызвать тревогу.
  4. Сравнение с другими: боязнь, что другие ученики будут лучше подготовлены или получат более высокие оценки.

Важно помнить, что стресс перед экзаменом — это нормально, и многие испытывают его. Главное — уметь справляться с ним и находить эффективные способы подготовки. Стресс — это состояние нервной системы в периоды, связанное с повышенным напряжением. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. То есть мобилизует человека, такой оптимальный уровень напряжения – не слишком низкий (апатия) и не слишком высокий (паника).

Распознать дистресс можно по реакции организма.  

  1. Проанализируйте свое физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведет себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.
  2. Не вводите себя в еще большее напряжение постоянно обдумывая негативные сценарии, важно понять, что испытывать тревогу перед экзаменом это норма. Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Но в результате все заканчивается хорошо. Если вы чувствуете тревогу – важно дать себе разрешение на эти переживания. Этих эмоций не надо стыдится, ведь это естественные чувства человек. Особенно свойственно мужчинам – «мальчики не плачут» — культурные стереотипы.

Если до самого экзамена остался мало времени – надо поменять свой образ жизни, чтобы показать максимум своих возможностей в этот день.

  1. Планируйте свой день. Режим всегда благотворно сказывается на организме, у организма есть свои биоритмы, важно с ними считаться. Так вы увеличите продуктивность подготовки.
  2. Режим сна и бодрствования. Никаких ночных марафонов. Не сидеть ночами за подготовкой, вовремя ложитесь спать отдыхайте! Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин: способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память, снижает уровень кортизола – провоцирующего стресс. Отказ от гаджетов за час до сна.
  3. Сбалансированное питание. Употребляем в пищу полезные для мозга продукты: белок, орехи, овощи и фрукты, глюкоза (долька темного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии). Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром. Не отказываемся от еды – без этого не будет сил и ресурсов, энергии, а это лишь усиливает стресс.
  4. Отдых тоже планируем – без ресурса и полностью истощенный организм к дню экзамена даст сбой. Отдых – возможность пополнять силы – желательно на воздухе, питать мозг кислородом, физически активный.
  5. Включаем физические нагрузки – лучший способ дать организму расслабиться. Плюс смена деятельности – лучший отдых для организма. Перезагружайте мозг – так он более эффективен.

Чередовать нагрузку и отдых;
Чередовать предметы при подготовке;
Лучший отдых – смена деятельности!

УПРАЖНЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ СПРАВИТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

Вариант 1. Репетиция экзамена

Тревога – это всегда неопределенность. Чтобы ее снизить, важно выяснить все волнующие моменты, которые больше всего непонятны и напрягают. Чтобы была определенная ситуация.

Можно попробовать проиграть эту ситуацию, обыгрывание это как тренировка, это способствует снятию тревоги и напряжения. Так, можно в игровой форме побыть в воображаемой ситуации экзамена (метод эмотивного воображения Вольпе).

Такая тренировка – выход из зоны комфорта, способ узнать себя лучше.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Вариант 2. Проговор переживаний и общение

Выговаривайте свои эмоции, договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним и просто выплескивать свои чувства. Достаточно просто выслушать и обнять. Часто хорошо работает возможность проговорить свои чувства. Это базовая техника психотерапии – лечение через речь. Проговорив свои переживания, вы снижаете их интенсивность, получаете поддержку в виде обратной связи, а не подавляете эмоции, которые остаются внутри и разрушают человека.

Вариант 3. Техника заземления

Это тип психологической релаксации, который мы применяем с целью восстановления связи с реальностью (настоящим временем и местом) и с нашим собственным телом, когда испытываем состояние стресса и тревоги.

Что делаем?

  • Осознанная остановка. В течении дня остановиться и сфокусироваться на моменте здесь и сейчас – Сколько времени? Что я делаю сейчас? Какие ощущения испытываю в своем теле? Контакт с реальностью, а также ощущение собственного тела, поможет снизить тревогу.
  • Посмотрите вокруг. Назовите (можно про себя) несколько вещей, которые вы видите вокруг в комнате, далее можно прибавить при назывании указание на цвет, размер и пр.
  • Упражнение «пять органов чувств» для того, чтобы сосредоточиться на настоящем моменте: перечислите 5 вещей, которые видите, перечислите 4 вещи, которые слышите, перечислите 3 вещи, которых касаетесь, перечислите 2 вещи, запах которых ощущаете, перечислите, какой вкус ощущаете.

Вариант 4. Упражнение «Черный список»

У каждого из нас существует свой набор тревог и страхов перед экзаменом – это негативные убеждения. Для выполнения упражнения необходимо составить список из своих опасений, а затем напротив каждого пункта написать противоположное, позитивное высказывание.

Например: «Я не справлюсь с экзаменом, не выполню сложное задание — «Я уже справлялся ранее с подобными сложными заданиями, пробовал их решать успешно, поэтому мне не стоит беспокоиться из-за этого» и т.д.

А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

В этой ситуации очень важна поддержка родных и близких. Бег за высокими баллами ЕГЭ начинается даже не за год до самого экзамена, а за два и даже за три года. Повышается учебная нагрузка, появляются занятия с репетиторами, растет напряжение и эмоциональное, и физическое.

  1. Создайте спокойную атмосферу: убедитесь, что у ребенка есть тихое и комфортное место для учебы, вдали от отвлекающих факторов.
  2. Поддержите регулярный режим: помогите сохранить режим сна и питания. Недостаток сна и неправильное питание могут усиливать стресс.
  3. Принимайте участие: покажите интерес к учебе ребенка. Узнайте, что он изучает, и при необходимости предложите помощь с подготовкой.
  4. Разговоры и поддержка: позвольте ребенку делиться своими переживаниями. Слушайте его, не оценивайте и не критикуйте, а просто поддерживайте.
  5. Обучайте техникам релаксации: научите ребенка методам расслабления, таким как глубокое дыхание, медитация или простые физические упражнения.
  6. Положительное подкрепление: подкрепляйте успехи и старайтесь акцентировать внимание на положительных аспектах обучения.
  7. Уменьшите давление: постарайтесь минимизировать давление из-за оценок. Напоминайте, что экзамены — это всего лишь один из этапов, и главное — это усилия и старания.

Помните, что поддержка и понимание родителей могут значительно повысить уверенность ребенка и помочь справиться с экзаменационным стрессом.

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, клинический психолог, заведующая кафедрой «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой», факультета «Психология образования» МГППУ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen