В современных школах стараются развивать исследовательские навыки детей. Для этого уже в начальных классах выделяется специальное время. О том, как выбрать тему для исследовательской деятельности и заинтересовать ей учеников, рассказал член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Александр Савенков.
В рамках проекта «Лектор РАО» Александр Ильич рассказал о том, зачем нужна школьникам исследовательская работа, как ее организовать и как заинтересовать в ней учащихся.
Чем исследовательский подход может обогатить содержание образования
По словам ученого, образование всегда интересовали исследовательские и проблемно-поисковые методы обучения, но в 20 веке такой жгучей потребности не было. В 21 веке она появилась, и стали отрабатываться специальные методические инструменты. Интересно, что со времен Аристотеля в книгах пишут о том, как это замечательно – ставить ребенка в позицию исследователя. Знания, приобретенные им самостоятельно, станут более прочными, разовьют его интеллект и креативность. И с этим несколько тысячелетий никто не спорил. Но в то же время не появилось стоящих методических разработок, которые бы позволяли учителю уловить алгоритм, как себя вести, что сказать ребенку, куда его поставить, и где стоять самому, чтобы запустить процесс исследовательского поиска.
Однако отдельные такие инструменты все же создавались. Сегодня этот процесс идет более интенсивно. Эти инструменты обогащают содержание образования, но в то же время требуют новых форм организации учебной деятельности, и предполагают совсем другие технологии. Исследовательские методы обучения требуют бесконечно большого времени, большого количества всевозможного оборудования, свободы перемещения в пространстве.
Ели спроецировать эти потребности на классно-урочную или лекционно-семинарскую системы, то станет очевидно, что все это оказывается невозможным. Александр Савенков знает методистов, которые разрабатывают замечательные образовательные программы для начальной, неполной средней, средней школы. У них душа болит от того, что исследовательские методы обучения не приходят на урок. «Хочу им сразу сказать: на урок они не придут никогда, делать им там нечего, урок приспособлен совершенно для другого», – отмечает ученый. По его словам, классно-урочная система имеет множество достоинств, 400 с лишним лет она дает прекрасные результаты, в ее рамках хорошо работают репродуктивные методы, частично можно использовать и поисковые. Но если мы ставим задачу обучить ребенка исследовательскому поиску, нужны принципиально другие формы.
Поэтому учебно-исследовательская деятельность преимущественно разместилась во второй половине школьного дня. Это существенно обогащает содержание образования. Ребенок должен сам выбрать тему – это очень важно, чтобы она его интересовала. В рамках классно-урочной системы так бывает не всегда. И правильно: ребенок должен изучать то, что ему положено, что прописано стандартом. «Исследовательская работа, как любое творчество, строится на основе внутренней потребности», – говорит педагог. Кому-то интересно знать, как живут муравьи или как ведут себя вороны на улице, или можно ли дрессировать мою кошку. Подобные исследовательские работы не вписываются ни в какую школьную программу. Но знания, которые они дают, обогащают ребенка, формируют у него репертуар исследовательских умений.
Как учителю выбрать тему исследования для младших школьников
Выбор темы – это самая сложная задача. Есть учитель как руководитель, и есть ребенок с его интересами. Им нужно найти что-то такое, что бы их интересовало взаимно. Иногда учителя любят нагружать детей общественно-полезными с их точки зрения задачами: разработкой программы освобождения города от мусора (это попадает в план экологического воспитания), а ребенку «чихать» на этот мусор. Его интересуют синички, воробьи или быт жителей Древнего Египта, или создание супергоночной машины. Александр Савенков рассказал о просьбах учителей предложить список из 150 примерных тем. И ученые сделали несколько вариантов правил и способов выбора темы – подсмотрели у психологов, которые занимаются с детьми сочинением сказок. Для выбора темы исследования использовали их методику зачинов («Жил-был зайчик», «Жила-была белочка» – а дальше ребенок сочиняет сказку).
«Мы вырезали из журнала «Наука и жизнь» и других научно-популярны журналов абзацы, например, такого рода: «В 1908 году в районе реки Подкаменная Тунгуска произошло событие». И далее ребенок исследует, что там произошло. Это был взрыв или прилет метеорита. Или другой прием: коллекционирование. Рассаживаем детей в кружок и говорим о том, что люди коллекционируют разные вещи: раковины моллюсков, марки, картинки, самолеты, танки», – рассказывает Александр Ильич.
Кто-то обязательно попросит одноклассников принести то, что он хочет коллекционировать – старые ключи, например, или колокольчики. Получившаяся коллекция станет стартом для начала исследовательской деятельности. Ребенку предстоит предметы классифицировать, посмотреть, чего не хватает и какие в избытке, как это можно развить. Другой прием коллекционирования – экскурсия, он отрабатывался в отечественном образовании с начала 30-х годов. Экскурсия детей в чем-то заинтересовывает, и они начинают это изучать.
В начальной школе была отработана практика мини-курсов: бабушек и дедушек просили рассказать о том, что их в жизни интересует. Например, был дедушка, кандидат физико-математических наук, который занимался обеспечением жизнедеятельности космонавтов в Звездном городке. Он прочитал школьникам мини-лекцию, как космонавты едят, как обеспечивается приток воды, как дышат, где и как восстанавливается воздух. Когда перед запуском исследовательского проекта в школе ученые выступали на родительском собрании, присутствующим объясняли, что не собираются зомбировать детей, что ребят ждет позитивное дело. На этом этапе родителям было сказано: если они могут не участвовать в этой работе, то пусть не участвуют. При этом завучи приходили «в бешенство»: как же так – родители должны работать с детьми, пусть не только домашние задания с ними делают, но и исследовательской деятельностью занимаются. А мы просим родителей не участвовать, чтобы не мешать. В исследовательской работе важна не красивая презентация, не умения ребенка вывести красивую фразу, а самостоятельный его шаг в неизведанное. Пусть он вместо красивой презентации принесет плакатик (ничего страшного, если с ошибкой написанный), которые он сделал сам, и пусть представит его другим. Родителям иногда нужна красивая картинка, чтобы потом участвовать в конкурсах. Но ведь можно развивать исследовательские навыки у ребенка, и ни в каких конкурсах не участвовать.
Какими качествами и навыками должен обладать педагог, организующий исследовательскую деятельность школьников
«Учитель, занимающийся исследовательским обучением, может научить ребенка тому, чего не умеет сам. Это парадоксально. Когда мы выбираем с ребенком тему, мы не знаем, что в итоге получится. Мы начинаем искать новые знания и обогащаемся оба», – отмечает спикер. Здесь важно умение стать старшим товарищем, партнером ребенку, а не ментором, указывающим, что и как делать.
Как учителю тренировать исследовательские навыки детей
Чтобы тренировать исследовательские навыки ребят, учителю нужно ознакомиться с программой тренинга исследовательских способностей или другими инструментами. Как отработать у ребенка умения задавать вопросы? Израильский психолог Эрика Ландау описала креативный уровень постановки вопросов. В 70-х годах в СССР было популярно движение почемучек, а потом стали писать, куда исчезли почемучки. Ландау писала, что «А почему?» – не тот вопрос. Познание должно начинаться не с этого. «Почему» – это потом, а сначала «Что?», «Где?», «Как?».
Основной инструмент подведения итогов исследования – защита. Каждому ребенку выделяют по 10 минут на доклад. А потом ему задают вопросы. Одни вопросы бывают глупыми, а другие умными. К третьему классу в результате тренинговых занятий появляются дети, которых можно назвать «киллерами». Они почему-то отрабатывают у себя такие навыки, как утопить докладчика своими вопросами. Им нужно объяснять, что вопросы должны помогать докладчику раскрыть лучшие стороны своего интеллекта. И таких ребят приходится перевоспитывать. С полной лекцией Александра Савенкова можно ознакомиться на странице РАО в социальной сети.