Всегда ли правда бывает за родителем и нужно ли занимать ребенка «с пеленок» – об этом и многом другом рассказала завкафедрой педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, главный внештатный эксперт-психолог в системе образования Республики Татарстан Ирина Лушпаева.

Многие уверены в том, что, соглашаясь с мнением ребенка, родитель показывает свою слабость и проигрывает. Однако именно умение взрослого принимать позицию ребенка, учитывать его мнение в общем решении свидетельствует о родительской мудрости и уважении. Это позволит ребенку лучше понимать окружающий мир, научит его делиться своим мнением, уметь его анализировать. Сила воспитания – вовсе не в оппозиции, а в умении научить четко излагать свое мнение, учитывать взгляды других людей (братьев и сестер, старших родственников). Мудрость родителей формирует чувство достоинства и чувство уважения ребенка к себе и окружающим.
Другим расхожим мифом является представление о том, что мальчики не плачут. Однако слезы являются естественной эмоциональной проработкой переживаний, с которыми сталкивается ребенок. Мужчинам тоже нужно плакать, чтобы ослабить остроту переживания. Слезы – это не слабость, а позиция эмоционального регулирования своего состояния и даже контроля над ним.
«Родители плохого не посоветуют» – такое утверждение для многих тоже является непреходящей истиной. И сегодня немало жалоб на то, что у молодежи ослаб авторитет старшего поколения. При этом взрослые настойчиво стараются передать накопленный ими жизненный опыт. «Безусловно, родительский авторитет и опыт очень важны, но в этой ситуации важно соблюдать баланс между желанием родителя предостеречь собственного ребенка от будущих ошибок, которые предполагаются, и необходимостью дать ему возможность совершить свои ошибки и на них учиться жизни», – напомнила Ирина Лушпаева. Главное – научить ребенка не слепо следовать чужому опыту, а анализировать собственные ошибки, делать их источником развития.
Не менее уверены взрослые также в том, что ребенка необходимо занимать с пеленок, ведь к трем годам у него формируется мозг. На деле мозг человека, особенно его лобные отделы, отвечающие за самосознание, саморегуляцию, самоконтроль и принятие интеллектуальных решений, формируются до 21 года. Поэтому родителям важно создать ребенку условия для полноценного формирования психических функций в каждом возрастном периоде. Чем больше ребенка торопить в развитии и нагружать, тем быстрее он будет уставать и меньше успевать.
Еще один миф: у детей нет возрастных кризисов. В рамках возрастной психологии от рождения до 17 лет ребенок испытывает как минимум 5 кризисов. Это переломные моменты, когда на определенном этапе уже накоплены ресурсы для следующего этапа развития. Первым кризис рождения выделил Лев Семенович Выготский (1896–1934). После него ребенка ждет череда кризисов периода детства и отрочества – кризис 1 года, 3 лет, 7 лет, затем следует кризис перехода из начальной школы в средние классы, подростковый кризис, а также кризис профессионального самоопределения. В периоды кризисов ребенка родителям следует вовремя перестроить свою систему взаимодействия с ним, чтобы эти периоды прошли без осложнений.
Подросток – это уже не ребенок. С этим утверждением, как сообщает сайт КФУ, психолог согласна. Взрослым важно переждать и помочь подросткам сформировать самое важное психическое новообразование этого периода – понятие взрослости. Затем оно будет преобразовываться в юношескую идентичность. К подростку необходимо относиться как к взрослеющему человеку.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала читателям о рекомендации психолога не переоценивать тесты на профориентацию.