Железные дороги в России развиваются, проектируются новые магистрали, строятся скоростные пути. Так что востребованными остаются такие специалисты, как строители, машинисты, диспетчеры. Обучиться таким профессиям можно в рамках федерального проекта «Профессионалитет» – благодаря ему выпускник будет обеспечен работой.

Осмотрщик-ремонтник вагонов представляет собой специалиста, обслуживающего и ремонтирующего железнодорожные вагоны. Благодаря его работе поезда могут перевозить пассажиров и грузы без аварий. Чтобы в будущем стать таким профессионалом, нужно выбрать специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Ей обучают студентов в Тайгинском институте железнодорожного транспорта; в Ростовском государственном университете путей сообщения; Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта; Ярославском филиале Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Сигналист является одной из наиболее ответственных профессий на железной дороге. Он несет ответственность за подачу специальных предупредительных сигналов для движения составов, расставляет путевые знаки в период ремонта, устанавливает ограждения вокруг мест, где идут те или иные работы. Чтобы заниматься такой деятельностью, нужно выбрать специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Ее можно получить в Московском мультимодальном центре профессионального образования; в колледже железнодорожного транспорта в Улан-Удэ, филиале Ростовского государственного университета путей сообщения в Воронеже; в Самарском государственном университете путей сообщения.
Машинист мотовоза управляет небольшим локомотивом, перевозящим рабочие бригады, инструменты и материалы. Он может ремонтировать пути и грузить оборудование краном, установленного на мотовозе. Для того, чтобы освоить такую работу, нужно выбрать специальность «Автоматика и телемеханика на транспорте». Ее предлагают студентам Хабаровского техникума железнодорожного транспорта; Томского техникума железнодорожного транспорта; Пермского института железнодорожного транспорта; Ярославского филиала Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Электромонтер контактной сети занимается обслуживанием, проверкой и ремонтом проводов, опор, изоляторов и других элементов, которые находятся над землей или ж/д путями. Эта работа важна, поскольку даже незначительные перебои с энергией могут спровоцировать опоздания поездов или аварии. Чтобы ей заниматься, следует пройти обучение по специальности «Электроснабжение» в Самарском госуниверситете путей сообщения; Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта; Тайгинском институте железнодорожного транспорта или Улан-Удэнском колледже железнодорожного транспорта.
Помощник машиниста тепловоза является правой рукой машиниста. Он должен следить за датчиками во время движения поезда, общаться с дежурными и диспетчерами, осматривать локомотив на стоянках и поддерживать его в рабочем состоянии, а также вести маршрутную документацию. Как напоминают эксперты на ресурсе Объясняем.рф, для этого необходимо выбрать специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Ее предлагают такие учебные заведения, как филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в Воронеже; Хабаровский техникум железнодорожного транспорта; Пермский институт железнодорожного транспорта; Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала о знакомстве школьников с профессией биомедицинского инженера.