Съезд директоров школ технологического лидерства России впервые состоялся на федеральной территории Сириус. Участники обсудили возможности применения разработанных здесь образовательных методик в разных российских регионах. Особенность предлагаемых практик – в гармоничном развитии личности и подготовке кадрового потенциала для ключевых отраслей экономики страны.

Предлагаемые Сириусом методики могут заинтересовать любую школу. Однако стоит иметь в виду, что единого алгоритма их применения нет. В каждом конкретном регионе страны и образовательной организации – свои условия. На съезде в Сириусе опытом обменялись представители 175 школ из 54 российских регионов. В этих образовательных организациях ребята на углубленном уровне изучают точные науки, занимаются проектной деятельностью, направленной на знакомство с основами будущей профессии. Съезд будет проходить ежегодно, так что подать заявку на участие в нем желающие смогут и в следующем году. Здесь можно найти коллег-единомышленников, лучше понять возможности, которые дает участие в проекте партнерства с федеральной образовательной территорией, способы и особенности применения предлагаемых образовательных практик в конкретных школах.
«Сегодня Сириус стремится распространить накопленный опыт, особенно обращая внимание на работу с педагогами. Потому что именно в школе (а вернее, в детском саду) начинается подготовка будущих уникальных отраслевых специалистов, научно-технологических лидеров, на которых равняются и которые сегодня необходимы России», — отметила на открытии съезда председатель Совета федеральной территории Сириус Елена Шмелева.

О профессионализме педагогов
Для успешного обучения и всестороннего развития детей необходимы квалифицированные и талантливые педагоги. Чтобы работать в Сириусе, учителя ждет многоступенчатый отбор. Каждый кандидат проходит собеседование: в течение часа сотрудники центра обращают внимание не только на то, что педагог рассказывает, но и как он это делает, на какие ценности, принципы и приоритеты опирается в своей работе. Затем педагог выполняет творческое задание по своему предмету, проходит диагностику от МЦКО, проводит открытый урок на базе Сириуса. Впрочем, у центра есть опыт и дистанционного проведения такого занятия. Ожидается, что будущий сотрудник Сириуса не только не устанет от собеседования, но и получит удовольствие от профессионального общения. Для него важны выносливость и увлеченность предметом, поскольку среди ребят востребованы участие в олимпиадах и проектная деятельность.

Чтобы мотивировать учеников и подчеркнуть значимость их достижений, в Сириусе создали свою Аллею звезд. Ее торжественно открыли в 2023 году. Тогда же там появилась первая звезда, посвященная выпускнице Анастасии Лавровой, которая стала призером заключительного этапа ВсОШ по биологии. В прошлом году здесь появились еще 6 звезд. Они носят имена призеров заключительных этапов ВсОШ: Таисии Толмачевой, Настасьи Симачевой и Арины Дегтяревой – по биологии, Германа Семенова – за успехи в химии, Данила Зайцева – в экономике и Александра Блохи – за достижения в литературе.
О разностороннем развитии личности ребенка
Обучение в Сириусе направлено не только на подготовку высококвалифицированных и мотивированных специалистов для ключевых отраслей экономики. Не менее важной задачей здесь также является воспитание личности с широким кругозором. Для этого ребятам предоставляют возможности попробовать себя в самых разных видах деятельности, предлагаемых дополнительным образованием. Помимо олимпиадных кружков, учащиеся занимаются в различных спортивных секциях, знакомятся с геймдизайном, пробуют свои силы в парусном спорте, туризме, робототехнике, творческих занятиях (рисование, керамика, пение, танцы), уроках 3D-волшебства.

Впрочем, увлекательные занятия по созданию 3D-моделей или моделей ракет, например, входят в модуль уроков технологии. Такие занятие позволили юным инженерам запустить в космос созданные своими руками спутники. К слову, чтобы в специальной мастерской создать и затем на полигоне запустить модель двухступенчатой ракеты, в течение месяца школьникам необходимо терпеливо производить множество расчетов с учетом различных параметров. Как рассказал педагог Владимир Прилепский, такая модель весит 3,5 г, и ученикам приходится бороться за каждый миллиграмм. Ведь чем легче модель, тем выше она взлетит.

Разумеется, важное значение имеет образовательная инфраструктура. Поскольку Сириус работает на базе бывшего олимпийского объекта, то возможности здесь широки. Просторные помещения благодаря раздвижным перегородкам могут использоваться многофункционально: объединяться в одно пространство либо разделяться на несколько площадок. Это касается даже спортивного зала. По тому же модульному принципу подобрана и мебель в классах: она легко передвигается, а форма мобильных столов позволяет как собирать большое количество ребят вокруг, так и разделять их для индивидуальной работы или групповой деятельности.

Для строительства лицея выбирали наиболее удобное место. Однако на нем произрастала трехсотлетняя шелковица. Чтобы ее сохранить, школу решили возвести вокруг впечатляющего своей красотой дерева. За счет формы здания вокруг шелковицы образовалась интересная акустика. Первыми это заметили юные музыканты, которые в свободное время выходили туда репетировать. В итоге летом 2023 года там оборудовали сцену, зрительные места, провели освещение – получился камерный концертный зал, где ребята с удовольствием выступают.

Помимо профильного круглогодичного обучения, в Сириусе каждый месяц проходят смены по программам профильной подготовки в рамках дополнительного образования, которые длятся 24 дня. Для подростков важно не только получать знания в конкретной сфере, но и социализироваться. Не секрет, что многие талантливые дети в силу своей увлеченности среди своих сверстников считаются «белыми воронами». На тематической смене в Сириусе, где ежедневно ребята заняты по 10 часов, они понимают, что не одиноки, учатся выстраивать отношения в коллективе, договариваться, помогать друг другу и раскрываются. Представитель образовательного центра привела один из примеров учета разных интересов воспитанников. Так, ученицы хореографического направления выступили против наличия в буфете блинчиков и сладостей. Однако другие ребята были не согласны с такой инициативой. В итоге пришлось организовать работу буфета так, чтобы в часы питания будущих танцовщиц эти продукты школьникам не предлагали.

О задачах образования и партнерстве
В федеральном центре развивают модель бесшовного образования. Здесь появилась первая в стране средняя специальная музыкальная школа, по окончании которой выпускники смогут поступить в консерваторию. Эту музыкальную школу возглавляет известный российский пианист Вадим Руденко. В Сириусе реализуют профильную подготовку ребят для будущих работодателей – партнеров проекта. Они предоставляют в распоряжение учащихся необходимое для профессиональной подготовки и творчества техническое оснащение.
Благодаря проектам Сириуса у школьников появляется возможность под руководством наставников совершать настоящие научные открытия и создавать наукоемкие технологии. Так, учащиеся, увлекающиеся биологией и химией, разработали препарат, необходимый для поддержания страдающих редкими заболеваниями.

Для реализации предлагаемых Сириусом методик любой школе важен диалог образовательных организаций с представителями индустрии. Съезд директоров школ технологического лидерства в Сириусе позволил им услышать друг друга, поскольку, помимо руководителей школ, здесь присутствовали и представители различных компаний-партнеров. Речь, в частности, шла о том, как находить таких партнеров и взаимодействовать с ними, какие их возможности можно использовать школам.
По словам, Александра Гладилина, директора Университетской гимназии МГУ, вопрос поиска школами партнеров сегодня является одним из наиболее актуальных и непростых. Для этого нет единого алгоритма. Школе полезно обращаться не только к бизнесу и предприятиям, но и в университеты, куда этот бизнес и производство приходят в поисках сотрудничества для решения кадровых проблем. По словам Александра Кирилловича, например, Роснефть ежегодно нуждается в 150 геологах разных специализаций в год. Схожая ситуация кадрового голода не единична. Поэтому многие компании сегодня настроены сотрудничать с вузами и колледжами, а некоторые уже обращаются к школам, развивая лояльность к своему профилю. Например, в Университетской гимназии МГУ благодаря попечительскому совету и партнерам создаются классы для будущих специалистов Сибура, Росатома, Роснефти.
Ректор партнера Сириуса – Адыгейского государственного университета – Дауд Мамий отметил, что работа федерального образовательного центра направлена на то, чтобы каждый школьник в любом регионе мог получить хорошую подготовку. Система стажировок, повышения педагогами квалификации, а также съезды учителей-предметиков – все это помогает Сириусу формировать профессиональное сообщество и создавать условия для повышения качества образования в регионах. АГУ активно создает новые образовательные проекты.

Уже второй год здесь реализуют программу дополнительного математического образования, по ней обучают ребят из разных регионов. Она дает молодежи компетенции, которые позволяют работать в своем регионе с детьми, вести кружки, олимпиады, составлять задания, популяризировать математику. По окончании университета участники программы получают удостоверение о переподготовке. По словам Дауда Казбековича, сегодня для студентов не только педагогических, но и классических направлений (биология, химия, математика) важно получить возможность работать со школьниками.
Кроме того, в АГУ создан Кавказский математический центр, где реализуют различные проекты для школьников и студентов – в частности, Кавказская математическая олимпиада, летняя математическая школа, математическая олимпиада для девочек «Ассара». Идея математической олимпиады для девочек – вовсе не в отделении от мальчиков. Математические способности девочек и мальчиков одинаковы, и их результаты в младшем возрасте не отличаются. Однако в старших классах призеров среди девочек немного. Возможно, сказывается расхожее мнение о том, что математика – не тот путь, который сделает девочку счастливой. Как рассказал ректор вуза, ученые АГУ стараются показать, что это не так, организуя встречи с успешными женщинами-учеными, с дизайнерами и другими специалистами. Ассара – самая южная точка Адыгеи в горах, версии происхождения слова разнятся, так что его этимология, по словам ученого, остается такой же загадочной, как сами девочки и математика.

Федеральная территория Сириус предоставляет педагогам возможность знакомства с единомышленниками, обмена опытом и полезными практиками для того, чтобы сделать развитие российских школьников гармоничным, образование – качественным, детство – счастливым. Второй съезд директоров школ технологического лидерства и образовательных организаций, желающих двигаться в этом направлении, ждет своих участников уже в следующем году.