Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) являются в России ключевым инструментом в подготовке рабочих кадров по коротким программам.

В первых числах сентября Центры опережающей профподготовки (ЦОПП) открылись в Калмыкии, Хакасии, Чувашии, Ингушетии, Архангельской, Воронежской, Свердловской и Тульской областях. В общей сложности в этом году планируется создать 26 новых ЦОПП, 16 из которых – отраслевой направленности. Об этом сообщили в пресс-службе Минпросвещения.
«Центры опережающей профессиональной подготовки – это единое окно для представителей системы образования, работодателей и всех категорий граждан. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, освоить востребованные и перспективные профессии», – рассказал директор Департамента госполитики в сфере СПО и профессионального обучения Минпросвещения РФ Виктор Неумывакин.
ЦОПП могут участвовать в подготовке региональных программ развития образования и прогнозирования потребности в специалистах предприятий. Также в центрах налаживают взаимосвязь образовательных организаций и работодателей – в задачи ЦОПП входит сотрудничество с отраслевыми ассоциациями кластеров федерального проекта «Профессионалитет», рассказал Виктор Неумывакин.
Если говорить об особенностях центров, то в первую очередь стоит назвать их активное взаимодействие с бизнесом, представители которого могут участвовать в разработке учебных программ, предоставлять оборудование и проводить занятия. Таким образом учащиеся изучают не только теорию, но и получают практический опыт.
Современные пространства Центров опережающей профессиональной подготовки устроены так, что там можно проводить встречи, лекции, презентации, профориентационные мероприятия и многое другое. Для этого там есть все необходимое: интерактивные панели, трибуны для зрителей, сенсорные киоски, компьютерные тренажеры, в том числе с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности.
«Интеграция ЦОПП в систему среднего профессионального образования позволяет подстраиваться под изменения, происходящие в экономике и на рынке труда, координировать ресурсы региона в вопросах профессиональной ориентации, самоопределения и формирования в регионе качественного человеческого капитала», – пояснил проректор Института развития профессионального образования Александр Муратов. По его словам, центры – это связующее звено между системой образования и рынком труда, а также координатор федеральных мероприятий на региональном уровне. Муратов добавил, что на сегодняшний день более 5 млн человек охвачены деятельностью этих центров.
Стоит добавить, что в нашей стране Центры опережающей профессиональной подготовки начали создавать с 2019 года. К концу 2024 года в общей сложности будет работать 100 центров. ЦОПП являются операторами проектов «Содействие занятости», «Кадры для цифровой экономики» и «Профессионалитет».