Сибирские татары точно знают, что в разных зимних неприятностях обычно виновата зловредная старуха Алямаце. Как только выпадает снег, она начинает кататься на своих санях с гор и поднимает холодные ветра, налетающие на путников. А когда детишки гурьбой выскакивают кататься на санках, она тут как тут! Поджидает того, кто катается до самого заката, и забирает к себе в избушку, чтобы любитель санок убирал там вместо нее! Вот лентяйка так лентяйка!
Хорошо, что Снежный Дед всегда спасает незадачливого гулену, а Алямаце запирает в избушке, надежно заморозив дверь снаружи. Не дружат они, как вы понимаете.
С приходом весны вырывается Алямаце из дома и везде ездит на своих санях в поисках обидчика, заодно, кстати, поднимая коварные мартовские метели. Но хитрый Снежный Дед к тому времени уже откочевывает далеко на север и посмеивается над своей соседкой.
Ох и злится Алямаце, особенно перед весенним праздником «Амалем», когда чувствует, что ее сила уходит с началом настоящей весны. В это время детишек вовсе не выпускают из дому, ведь ленивая старуха ищет себе помощника для уборки в доме, а Снежный Дед уже не сможет помочь, придется убирать аж до зимы!
Летом Алямаце засыпает в своей избушке в дремучем лесу, затаив обиду и на Снежного Деда, и на людей… Говорят, что стоит та избушка недалеко от Тобольска, именно потому деревня близ того леса так и называется — Алемасова.
Места здесь действительно сказочной красоты! Наверное, именно потому культурно-образовательная сессия «Умные каникулы» началась здесь, на курорте Алемасова, где и собрались десятки сибирских учителей, чтобы даже в отпуске продолжать повышать свою квалификацию. Казалось бы, что в этом удивительного, многие учителя как раз в отпуске и проходят разного рода курсы, чтобы не отрываться потом от уроков. Но «Умные каникулы» стали действительно уникальным явлением в нашем образовании по нескольким причинам.
Во-первых, инициатором такого повышения квалификации школьных учителей выступила образовательная организация СПО — Тобольский многопрофильный техникум и лично его директор Станислав Александрович Поляков, стоящий у руля ТМТ уже десять лет. Причина простая – назрела необходимость повышения уровня образования абитуриентов техникума, а значит, нужно помочь педагогам, как молодым, так и стажистам, дать новый вектор в обучении ребятам на изучение химии, физики и математики. Как показала практика, именно в этих предметах у первокурсников наблюдаются дефициты.
Во-вторых, «Умные каникулы» поддержало старейшее и самое уважаемое в нашей стране педагогическое издание «Учительская газета» в лице главного редактора сетевой версии Никиты Викторовича Чудина и заместителя главного редактора Ирины Георгиевны Димовой. Напомним, что в этом году мы празднуем столетие нашей газеты, потому очень символично, что юбиляр не просто принимает подарки, но и сам их делает своим читателям.
В-третьих, «Умные каникулы» были поддержаны как правительством Тюменской области и администрацией города Тобольска, так и гигантом нефтегазохимической промышленности ПАО «СибурХолдинг», производственные площадки которого располагаются более чем в 20 регионах нашей страны, в том числе и в Тобольске. Руководство «Сибура», как никто, заинтересовано в том, чтобы в регионах их присутствия в профильные учреждения СПО шли грамотные и мотивированные ребята, настоящие золотые рабочие руки нашей страны!
Вот почему так важно, что на культурно-образовательной сессии «Умные каникулы» учителя из регионов присутствия «Сибура» имели возможность три дня общаться со своими коллегами, известными в профессиональном сообществе учителями физики, химии и математики. В первый день сессии на одной из площадок курорта Алемасова команда спикеров подготовила свои предметные мастер-классы, о которых я хотела бы рассказать подробнее, и это тем приятнее, что говорить я буду не просто о коллегах, а о своих добрых давних друзьях, которых мне подарил конкурс «Учитель года России».
Буквально пара недель, как мы расстались на берегах Байкала с Владимиром Нодаровичем Головнером, инициатором и идейным вдохновителем вот уже двадцати двух межрегиональных экологических экспедиций школьников, последняя как раз и проходила в городе Байкальске, и вот новая встреча на «Умных каникулах»! У Владимира Нодаровича есть чему поучиться даже мэтрам педагогики, ведь он кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член президиума Общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, победитель Московского конкурса «Учитель года»-1997, а главное – человек, проработавший учителем химии в одной и той же московской школе №1259 более тридцати лет.
Все эти годы в своей школе он предлагает ребятам попробовать свои силы в проектировании… несуществующих химических производств. Именно об этом был его первый мастер-класс, в ходе которого фокус-группы сами убедились, что такой проект вполне можно придумать, даже если вы никогда такого не делали: на наш суд было представлено целых два варианта печи в мире, где место углерода занимает кремний. А еще мы увидели несколько вариантов различных ученических проектов, которые выросли на всероссийских научных конференциях школьников! Разумеется, все эти работы являются сплавом химических, физических и математических знаний ребят, что еще раз подтвердило необходимость интеграции наших предметов.
Второй мастер-класс Владимир Нодарович также провел с помощью фокус-группы, которой на этот раз пришлось объяснять инопланетянину, что такое «метр». Как выяснилось, сделать это проще всего с помощью сравнения с неким знакомым объектом, что, собственно, и делают во всем мире: сравнивают метр или килограмм с эталонными. Но ведь даже эталонам, которые надежно хранятся в Парижской палате мер и весов, свойственно разрушаться с течением времени, и это научный факт! В связи с этим ученые уже выразили метр через длину пути в вакууме, а секунду – через периоды излучения атома цезия-133. Для килограмма тоже есть определение, «отвязанное» от эталона, очень сложное для понимания. Как же спасти килограмм попроще? Этим и занялась фокус-группа, взвешивая серу и железо и делая несложные, но громоздкие вычисления. Получилось, что килограмм – это масса 107,5 х 1023 атомов железа! Определение, не связанное с эталоном, но пока не очень точное, зато какой простор для применения и химических, и физических, и математических знаний!
Еще один постоянны участник летних экспедиций стал спикером «Умных каникул», и неспроста: заслуженный учитель Кубани, победитель конкурса «Учитель года Краснодарского края»-2000, почетный наставник РФ, а главное – совершенно влюбленный в физику человек, способный заразить этой любовью всех окружающих, учитель с поистине энциклопедическими знаниями, а еще самый настоящий писатель — и все это про Андрея Ивановича Семке!
Свой мастер-класс он начал со стихов Есенина о зеркале, сразу задав настоящую метапредметность беседе. Мы вспомнили пословицы о зеркале, увидели древнейшие из этих вещиц, узнали о способах их изготовления и разных исторических курьезах, связанных с ними. Не обошлось и без практического применения – пришлось поломать голову над тем, как в двух зеркалах отразить объект несколько раз и сколько вообще отражений может быть… И все это на фоне всевозможных произведений искусства, связанных с таким привычным, но таким удивительным объектом, как простое зеркало.
Второй мастер-класс Андрея Ивановича тоже был связан с весьма простым понятием, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Зато дать определение ему, как и очень многим простым вещам, оказалось не так-то просто! В самом деле, что такое «цвет»? И снова широчайший кругозор спикера дал нам всем возможность взглянуть на понятие цвета совершенно по-новому! Это и витиеватые названия сложных оттенков, и цвета радуги, и связь между человеческим глазом, цветком ириса и иридием, наконец, фамилия основателя хроматографии, как оказалось, тоже Цвет, Михаил Семенович. Говоря о цвете, невозможно не вспомнить о радуге, дисперсии и опытах Ньютона, а еще о смешении цветов, о мифологических представлениях людей о цвете и о многом другом, о чем мы действительно не задумывались! Ну и, конечно, какая физика без решения задач?! И тут нам снова помогали знания химии и математики, как и в решении любой серьезной практической проблемы…
Еще один физик в нашей команде известен авторской образовательной программой на одном из центральных каналов, именно такой главный приз полагается победителю телешоу «Классная тема!», которым и является учитель физики и астрономии из Нальчика Аслан Зарифович Кашежев. А еще он кандидат физико-математических наук, лауреат конкурса педагогического мастерства «Учитель года России»-2022 и обладатель специального приза от детского жюри этого конкурса.
Первый его мастер-класс назывался лаконично — «Атом», но скрывалось под этой краткостью очень многое – буквально за полчаса перед нашими глазами развернулась вся картина исторически сменяющих друг друга представлений человечества о строении вещества, начиная с модели Демокрита и заканчивая самыми современными данными. Разумеется, находясь на родине Дмитрия Ивановича Менделеева в его юбилейный год, нельзя было не уделить отдельного внимания его вкладу в развитие представлений о строении атома. Лично меня поразили различные варианты его таблицы, отличные от привычной нам, а еще то, что в ней действительно когда-то была нулевая группа! Кстати, этот мастер-класс Аслан Зарифович дает в рамках проекта «Атомный урок», который проходит в этом году уже в пятый раз, все желающие могут присоединиться.
Самые острые вопросы, связанные с современным образованием, поднял Аслан Зарифович в своем втором мастер-классе «Воспитание знанием». Нужно ли учиться вообще? Какие знания действительно необходимы, а какие просто захламляют нашу голову, как ненужные вещи пустой чердак, как считал, собственно, Шерлок Холмс? Почему незнанием кое-кто даже бравирует, зарабатывая при этом огромные деньги, как, например, некоторые популярные среди молодежи блогеры-миллионеры? А что думают по этому поводу те, кто дал нам буквально взявшие в плен детей и подростков гаджеты? Действительно, богатая пища для размышлений не только во время мастер-класса, но и после него! Особенно меня тронул рассказ Аслана Зарифовича про его собственных наставников и их вклад в развитие российской науки, ведь они и мои земляки тоже!
Разумеется, команда спикеров не могла быть полной без представителей математики, ведь без нее невозможно представить ни физику, ни химию, ни современные достижения этих науки. Нам всем очень повезло стать слушателями мастер-классов одного из самых ярких учителей математики нашей страны кандидата физико-математических наук и абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, неоднократного победителя творческих конкурсов и олимпиад для учителей Михаила Николаевича Гурова.
Свой первый мастер-класс он начал именно с представления аудитории некой олимпиадной работы, личность автора которой предлагалось проанализировать на основе решений заданий и некоторых ремарок по ходу разбора. Так как мы давно знакомы с Михаилом Николаевичем как раз по учительским олимпиадам, я сразу смекнула, что автором является он сам, но помалкивала, пока зрители приходили к самым неожиданным выводам, например, о том, что писавший так и не стал математиком. Тем больше было удивления, когда спикер открыл правду – автором работы является он сам, таким образом он решил стать для нас ближе и понятнее. Дальше Михаил Николаевич поделился с нами тем, каким образом он в школьные годы ухитрялся становиться победителем олимпиад по физике и химии, не изучая каких-то специальных формул, опираясь только на знание математики и здравый смысл. Действительно, его способ размерностей, как он назвал свой метод, показывает, как нестандартно могут мыслить математики!
Слушателями второго мастер-класса могли бы стать даже пятиклассники, ведь он был посвящен пропорциям, процентам и долям, без знания которых невозможно начинать изучение как физики, так и химии. Как же укротить этих строптивых? Как вызвать интерес к их изучению? Для этого Михаил Николаевич предложил простую и понятную модель куба, составленного из разноцветных одинаковых кубиков, расположенных слоями по цветам. Нетрудно было назвать сразу и доли, и проценты по каждому цвету, но следующие задачи наглядно продемонстрировали и закон сохранения массы, и понятие мольной, объемной и массовой доли, необходимые для физиков и математиков.
Мне выпала честь войти в эту звездную команду и представить свои мастер-классы. Первый, который я назвала «Люди, которые считают числа. Числа, которые считают люди», представил математику как бесконечную увлекательную историю, страницы которой мы перелистали. Некоторые из них вызвали оживленную дискуссию даже в команде спикеров – парадокс Монти Холла и махинации в статистических отчетах не давали покоя моим коллегам, а значит, цель моего выступления достигнута! Второй мастер-класс — «Воспитание математикой» — рассказал о тех качествах, которые могут воспитывать учителя на уроках математики, надеюсь, что для моих коллег это станет действительно полезным инструментом в повседневной работе.
Отдельные слова благодарности хочется сказать в адрес модераторов наших выступлений, а также одних из главных разработчиков сессии – главного редактора сетевого издания «Учительская газета» Никиты Викторовича Чудина и лауреата конкурса «Учитель года Росси»-2020 Алены Владимировны Мининой.
Такой насыщенный день закончился творческим вечером настоящей легенды нашей педагогики — заслуженного учителя РФ, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1993, а еще живого классика современной поэзии Олега Геннадьевича Парамонова, представившего избранные стихи прямо на большой поляне у озера на курорте Алемасова. Не сомневаюсь, что даже если старуху Алямаце не выманили из ее избушки наши мастер-классы, то наверняка она подслушивала выступление Олега Геннадьевича из чащи леса, ведь его стихи разбудят в ком угодно и жар чувств, и заветные мечты, и лучшие воспоминания…
Второй день сессии прошел в основном на площадке «Сибуринтеха», где участники разрабатывали интегрированные уроки и презентовали свои проекты на суд команды спикеров и организаторов, а затем мы побывали на экскурсии на производстве, масштабы которого действительно потрясают.
Вполне логичным было провести третий день нашей сессии там, где готовят кадры для такого производства, – в Тобольском многопрофильном техникуме, директор которого Станислав Александрович Поляков стал идейным вдохновителем «Умных каникул». Десять лет назад четыре учреждения СПО были объединены в единый образовательный комплекс, прошедший под руководством Станислава Александровича действительно славный путь. Требующие ремонта здания постепенно были приведены в порядок, закуплено самое современное оборудование, на котором студенты могут проходить демонстрационные выпускные экзамены по самым современным федеральным образовательным стандартам. Сейчас в ТМТ обучаются порядка двух тысяч студентов на двадцати семи самых востребованных специальностях, а выпускники трудятся не только в «Сибуре», но и в «Сургутнефтегазе», «Транснефти», Россетях и в других крупных компаниях. Высочайший уровень профессиональной подготовки в ТМТ подтверждает целая плеяда победителей чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills), которую подготовили педагоги и мастера техникума.
Среди знаковых событий в жизни ТМТ хочу назвать открытие классов «Сибура», студенческий фестиваль «Экопати», а еще создание первой в регионе студенческой ветеринарной клиники «ЮниВет», созданной по модели «колледж — завод» в 2022 году. Вот какие самые разные интересы студентов поддерживает руководство техникума!
А еще мы сами убедились, что к желаниям ребят действительно прислушиваются, ведь даже в капитальном ремонте одного из зданий принимает участие команда дизайнеров-студентов, вклад которой трудно было не заметить. Мы оказались в месте, где по-настоящему хочется учиться новому, где продуманы даже мелочи, где каждый уголок наполнен любовью и уютом. Это не скучные серые коридоры стандартного учреждения СПО из недалекого прошлого, а то место, где готовят поистине золотой кадровый резерв рабочих рук нашей страны!
Незаметно пролетели «Умные каникулы», оставив самые волшебные воспоминания, а еще надежду на их продолжение! Ведь в учебном году есть каникулы и осенью, и зимой, и весной, каждые могут стать и умными, и полезными, и очень нужными! Ну а зимой есть шанс проверить, правдивы ли сказки про старуху Алямаце и, кстати, перевоспитать ее, если пожалует к нам в гости!
Юлия Капалкина