Ежедневник

Смотреть все публикации

Наставничество в вузе: вызовы, подходы и точки роста

Центр знаний «Машук» совместно с платформой «Неравнодушный человек» представили результаты всероссийского опроса преподавателей вузов о наставничестве в высшем образовании. Исследование охватывает восприятие, опыт участия, мотивацию и барьеры развития наставничества в академической среде.

Фото: ru.freepik.com

«Центр знаний «Машук» по поручению Президента России с сентября 2024 года стал федеральным методическим центром по развитию института наставничества. Мы уделяем этому направлению особое внимание, формируя базу лучших практик для их дальнейшего анализа и распространения. В текущем году в Центре прошло уже 40 авторских и партнерских программ по наставничеству. В них приняли участие более 4,5 тыс. человек, получив возможность познакомиться с нашим опытом работы в этой сфере и методическими разработками. Наставничество является важным элементом системы высшего образования, ведь некоторые уникальные практики передаются до сих пор из «рук в руки». Уверен, что результаты нашего совместного с партнерами исследования помогут российским вузам наметить точки роста и сделать наставничество неотъемлемой частью образовательного процесса», — отметил генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

Передать опыт, поддержать, направить: зачем нужно наставничество в вузах

Преподаватели вузов воспринимают наставничество прежде всего как передачу профессионального опыта (45 %) и поддержку в старте карьеры студентов (37 %). Также оно ассоциируется с мотивацией в учебе (36 %), адаптацией первокурсников (32 %) и научным консультированием (32 %). Для новых преподавателей наставничество важно как способ адаптации (31 %).

Главным наставником для студентов, по мнению университетского сообщества, является преподаватель (80 %). Также отмечаются старшекурсники (53 %), сотрудники вуза (43 %) и аспиранты (38 %). Интересно, что выпускники и работодатели в этой роли воспринимаются реже (28 % и 35 % соответственно).

Для себя сотрудники вузов в качестве наставников видят руководство университета: ректора, проректора, декана, директора института (55 %), административный состав (45 %) и преподавателей (44 %). Реже наставниками считают представителей работодателя или наставников из организаций-партнеров (34 %).

Наибольшую потребность в наставничестве преподаватели видят для:

  • молодых преподавателей (69 %),
  • студентов, занимающихся проектной и научной деятельностью (60 %),
  • первокурсников (57 %).

Также востребована помощь у студентов с ОВЗ, испытывающих трудности, иностранных студентов и тех, кто стремится к профессиональному развитию.

Практики наставничества в вузах сегодня

О Концепции развития наставничества, разработанной РАО, знают только 19 % преподавателей, еще 44 % – не слышали совсем. Федеральные программы тоже пока остаются на периферии внимания: большинство опрошенных не знают о них. Исключение – конкурс «Наставничество» от платформы «Россия – страна возможностей» (54 % знают, 5 % участвовали).

Самый распространенный формат наставничества на сегодняшний день – «преподаватель – студент» (64 %). За ним следуют «студент – студент» (38 %) и «работодатель – студент» (24 %).

Кураторство первокурсников – самая распространенная практика (72 %), на втором месте – наставничество в проектной деятельности (45 %).

Более половины опрошенных готовы стать наставниками (66 %). Даже среди тех, кто еще не вовлечен в программы, две трети преподавателей готовы включиться в наставничество. 21 % – безусловно, еще 4 5% – при поддержке администрации.

Мотивирует их к этому:

  • дополнительная оплата труда (60 %),
  • поддержка вуза (43 %),
  • снижение основной нагрузки (40 %).

Барьеры и точки роста на пути наставничества

Каждый пятый преподаватель (21 %) уже участвует в программах наставничества. Из них каждый третий тратит более 10 часов в месяц на работу с подопечными.

Большинство опрошенных уверены: наставникам нужны специальные знания (84 %). Самые важные компетенции – коммуникативные навыки (62 %), профессиональная экспертность (57 %) и педагогические навыки (48 %). 

Половина преподавателей не вовлечена в наставнические сообщества (55 %), а 73 % не смогли ответить, существует ли в их вузе специализированный центр наставничества. О наличии собственных вузовских программ наставничества знают лишь 24 % сотрудников, еще 26 % «что-то слышали».

Половина преподавателей оценивает эффективность существующих практик как среднюю, и лишь 4 % считают ее низкой. Лучшей формой признано наставничество «преподаватель – студент» (59 %).

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen