Ежедневник

Смотреть все публикации

О трех слагаемых успеха воспитания детей на уроке рассказали в РАО

В рамках просветительского проекта Российской академии образования для педагогов и родителей «Диалоги о главном», посвященного взаимоотношениям учителя и ученика, вышла лекция о том, как сделать урок ценностно-направленным. Об этом рассказал доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораторией современных форм и методов воспитания Центра воспитания и развития личности РАО Павел Степанов. Он обратил внимание на то, при каких условиях отношения ученика и педагога становятся доверительными и почему важно делать каждый урок воспитывающим.

Пресс-служба Минпросвещения России

По словам Павла Валентиновича, обновленные ФГОС, ФООП, программы воспитания твердят об одном: урок должен быть направлен не только на достижение предметных и метапредметных, но и личностных результатов, то есть результатов воспитания, чтобы помогать ребенку формировать его собственное мировоззрение.

Зачем уроку ценностная направленность

По словам Павла Степанова, учитель призван поднимать ценностные, нравственные, мировоззренческие вопросы. Кого-то может возмутить такой подход, ведь у педагога и так значительная нагрузка. Но в школе нет таких диагностических работ, которые бы проверяли воспитанность. А если требуют, но не проверяют, стоит ли этим вообще заниматься?

Спикер дает утвердительный ответ на поставленный вопрос, приводя два убедительных аргумента. Первый: занимаясь воспитанием, мы облегчаем себе решение задач обучения. С детьми, у которых воспитаны честность, порядочность, ответственность, легче добиться учебных результатов. Второй: занимаясь воспитанием, мы помогаем себе, своим детям, обществу в целом чувствовать себя безопаснее. Ученый отмечает, что в повседневной жизни от невоспитанных людей мы страдаем гораздо больше, чем от необученных. Именно они заставляют нас бояться идти по темным улицам, хамят в транспорте, пытаются получить доступ к чужим банковским картам. Как остроумно заметил великий педагог Станислав Шацкий, научить ребенка считать очень просто, но главное заключается в том, чтобы с умением считать он не стал обсчитывать.

Что нужно для того, чтобы урок стал воспитывающим

На воспитывающем уроке коммуникация становится ценностно-направленной. Когда такое общение становится действенным? Когда наши слова и поступки будут восприниматься ребенком? Это возможно лишь при доверительных отношениях педагога и ученика, когда учитель перестает быть просто передатчиком информации, а становится значимым взрослым. Такие отношения могут возникнуть, когда педагог и ребенок вместе увлечены интересным уроком. Если представить цель провести воспитывающий урок в качестве вершины, то для ее достижения необходимо преодолеть ряд ступеней. Это три слагаемых успеха воспитывающего урока. Только решив эти три задачи, можно достичь цели.

Как сделать урок интересным

Известно, что личность развивается только в деятельности. Если мы хотим создать благоприятные условия для развития личности на уроке, необходимо его увлечь деятельностью, сказал Павел Степанов. В этом поможет разнообразие форм деятельности на уроке: игры, беседы, дискуссии, викторины, групповая работа, театрализация. Также стоит чаще обращаться к личному опыту, увлечениям и интересам самих ребят. Это всегда находит у них живой отклик. Помимо этого, нужно использовать на уроке примеры, образы, метафоры из близких им книг, мультфильмов, компьютерных игр. Это помогает сократить дистанцию в общении.

Фото: кадр из видео РАО/ ВК

Сделают урок интереснее также привлекательные для детей традиции, ритуалы, которые настроят их на позитивный лад, снимут психологическое напряжение, позволят легко включиться в урок. И самое главное: не стоит забывать об эффекте эмоционального заражения. Увлеченный учитель может заинтересовать тем или иным занятием даже тех ребят, которым оно изначально кажется скучным. Учителю важно получать искреннее удовольствие от своего предмета: энтузиазм заразителен, детям нравиться находиться рядом с энтузиастами.

Как установить доверительные отношения

Доверительные отношения помогут учителю сплотить ребят вокруг себя, стать для них значимым взрослым – а значит, стать настоящим воспитателем. Просьбы и требования будут лучше ими восприниматься. Установить такие отношения проще, если взрослый интересен своими увлечениями, своим характером, незаурядностью. Доброжелательность, интерес и улыбка важны детям не меньше, чем глубокие знания. Это придает им уверенности в своих силах, не позволяет страхам проникнуть в сознание, вдохновляет. Доверительные отношения имеют прямое отношение к профилактике насилия в школе и за ее пределами.

Как придать учебной коммуникации ценностную направленность

Общение станет ценностным тогда, когда педагог будет стараться побуждать ребят обрести социально значимые знания и практический опыт. Все, что учитель показывает, пишет и говорит школьникам, его внешний вид, жесты и мимика, поступки – все может быть ценностно-направленным. Важно обращать внимание на нравственные аспекты научных открытий, на вклад известных политиков и ученых в развитие науки и общества.

При этом стоит стараться минимально использовать монологи. Добивайтесь активной позиции ребенка в разговоре, чтобы ученик аргументировал ее. Только так формируется его собственное мировоззрение. Воздерживайтесь от манипуляций для подведения детей к правильному выводу – в этом случае снизится уровень их доверия к учителю и школе, сформируется привычка лицемерить.

Важно также понимать, что ценностно направленная коммуникация – это еще и повседневная коммуникация учителя с учениками, связанная с решением многих повседневных организационных вопросов. Здесь педагогу очень важно показывать личный пример. Полностью ознакомиться с выступлением спикера можно на странице РАО в социальной сети.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen