Ежедневник

Смотреть все публикации

Педагог на страже добра и благополучия подростка: психологический анализ этической дилеммы

Поведение подростков вызывает много вопросов у родителей и педагогов. На первый взгляд, подросток замкнулся в себе, часто уединяется и не желает ни с кем общаться. Нередко за этими внешнем проявлениями стоит сложная жизненная ситуация, которую подросток сам решить не в силах. Хорошо, если родители и педагог вовремя понимают, что требуется помощь. Оказать эту помощь нужно этично и психологически грамотно.

Фото: gpointstudio, Freepik

Проходит обычная беседа молодого классного руководителя с мамой ученицы 8 класса. Мама сетует, что с дочерью разладились отношения. То, как понимает ситуацию мама — девочка старается уединяться, слушает непонятную музыку, мало разговаривает с ней, на вопросы отделывается «дежурными» фразами. «Как быть, что делать? Как наладить отношения с ребенком? Чтобы он услышал, не замыкался в себе и жили дружно, как прежде?» — знакомые вопросы родителей подростков.

Классный руководитель, как человек, хорошо учившийся в институте, вспоминает, что же происходит с подростками вообще. В начале маминого рассказа педагог диагностирует такое поведение девочки как апатию, тоску, негативное отношение к окружающим, в целом свойственные подросткам.

Такое настроение, проявляющееся в поведении подростка, медицинские работники объясняют в целом физиологическими причинами (бурный рост и развитие организма человека в подростковом возрасте).

Психологи добавляют о возникающих в связи с активным ростом психологических причинах — реакцию эмансипации, появление «чувства взрослости». То есть подростки отдаляются от родителей, потому что желают показать, что они взрослые, с их мнением нужно считаться и вообще теперь они все способны решать сами. Что надевать, с кем дружить, какие уроки учить – все. Экономические вопросы обеспечения жизни подростки, как правило, не рассматривают.

Эти объяснения хороши для подростков вообще. Но каждый случай индивидуален и требует своего решения.

При личной беседе классного руководителя с девочкой-подростком выясняется другая картина. Ученица старается избегать общения с отчимом, который «прикладывает руку», когда она получает плохие оценки. Отсюда желание уединиться, «сбежать, чтоб никого не видеть», как объяснила девочка, «не попадаться на глаза», чтобы у отчима не было повода поговорить и в очередной раз наказать. Девочка не верит, что ее силами можно изменить ситуацию, да и не знает, как это сделать – жизненного опыта маловато.

Классный руководитель сталкивается с дилеммой. Начинать ли коррекционную работу с девочкой по проблемам взаимоотношений с мамой, потому что запрос со стороны последней был об этом. Или сообщить маме о причинах происходящего, которые только что открылись.

Если классный руководитель начнет педагогическую коррекционную работу в первом случае, она может оказаться безрезультатной. Ведь главная причина — взаимоотношения с отчимом — будет не устранена. 

Если педагог примет решение рассказать обо всем матери, по мнению девочки, распадется семья. Девочка просила не сообщать маме, так как любит ее и считает, что после этого та выгонит отчима и останется жить одна.

Психологически правильное решение. У педагога, стоящего на защите детей, такой дилеммы не должно быть. Это не выбор из «двух зол», как в обычной этической дилемме. Это выбор стороны добра и благополучия ребенка. В подобных ситуациях ответ должен быть однозначным — правильно, если сообщить маме. Время покажет, что скажет взрослый человек отчиму как члену своей семьи. Но детей обижать нельзя.

Есть небольшой риск, что девочка может лукавить и угрозы отчима принять за реальные действия. Просто потому, что опасается, что так и произойдет. Тем самым, упреждает события. Но сообщение о словах девочки важно озвучить маме. Это этично и правильно.

В этой ситуации коррекционная работа нужна каждому члену семьи. Комплексная, не только педагогическая, но и психологическая работа, вероятно, с привлечением социальных служб.

Автор: Ирина Колиниченко, психолог, кандидат психологических наук

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen