На Международной выставке «Россия» на ВДНХ прошел первый Форум непрерывного образования, который объединил более 1000 участников из разных регионов нашей страны.

Первый Форум непрерывного образования – это новый масштабный просветительский проект, организованный Российским обществом «Знание» и Центром знаний «Машук». Участники Форума в ходе дискуссий, стратегических сессий и круглых столов обсудили вызовы и перспективы развития дополнительного образования в разных отраслях экономики.
Как сообщил генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль, на Форуме выступили более 100 экспертов, удалось объединить на одной площадке государственных деятелей, учителей и преподавателей, представителей бизнеса и многих других экспертов — всех, кто развивает российское непрерывное образование.
«Опыт, знания, мнения каждого важны, ведь совместно мы создаем единую экосистему, делая значительный вклад в настоящее и будущее России. Нам важно использовать лучшие практики, новейшие технологии и учесть все аспекты, которые требуют доработки — многое из этого прозвучало на Форуме. Уверен, что это было полезно и для бизнеса, и для некоммерческих и общественных организаций, вузов, школ, корпоративных университетов, которые в партнерстве с государством могут реализовать действительно полезные проекты для людей разных возрастов. Впереди большая и интересная работа, результаты которой, я надеюсь, мы сможем обсудить через год», – подчеркнул Максим Древаль.

Основной программе Форума предшествовал Ректорский день, в рамках которого прошли панельная дискуссия «Национальные цели развития России до 2030 года и пути их достижения» и пленарная дискуссия «Роль университетов в реализации национальных целей развития России на период до 2030 года и пути их достижения». В обсуждении актуальных вопросов приняли участие более 100 представителей российских вузов, федеральных ведомств и бизнеса. Они сошлись во мнении, что на сегодняшний день ключевой задачей является формирование у студентов и молодежи активной гражданской позиции, а также передача ценностей, которые формируют сильное и сплоченное общество.
Замгенерального директора Российского общества «Знание», генеральный директор Центра знаний «Машук» Антон Сериков обратил внимание на важность бесшовной воспитательной работы с преподавателями. Он рассказал, что Центр знаний «Машук» сегодня работает как университет большой «корпорации» образования, воспитания и молодежной политики. «Если каждый ее участник – от сотрудника детского сада до преподавателя вуза и спортивного тренера – будет понимать, что мы все делаем одно общее дело без привязки к какому-либо ведомству, этот механизм будет функционировать намного эффективнее. Все образовательные программы, которые проходят у нас в Центре знаний «Машук», строятся именно по такому принципу: одни и те же лекторы встречаются и со специалистами дошкольного воспитания, и с ректорским составом, одни и те же ценности и знания доносятся до всех участников образовательной системы», – пояснил Антон Сериков.
Основные события Форума развернулись на нескольких площадках ВДНХ. В течение двух дней состоялись: пленарная дискуссия «Непрерывное образование в России: сотрудничество государства и бизнеса», экспертные дискуссии «Как учить тех, кто учит» о подготовке педагогов и наставников, «Новые знания и квалификации: возможности дополнительного образования для участников СВО».
Регулирование качества образовательного контента обсудили на экспертной дискуссии «Инфобизнес: как регулировать качество образовательного контента». Председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова сообщила, что был принят важный закон о запрете мобильных телефонов на уроках. Она напомнила, что документ обсуждался достаточно широко и был направлен на то, чтобы дети вместо учебы не занимались на уроках блогосферой, которая мешала им учиться. Депутат подчеркнула, что с этим запретом согласились все родители.
«Также мы приняли закон, по которому у нас появится урок «Основы безопасности и защиты Родины», где тоже будут организованы курсы и модули, в которых дети будут изучать все вопросы, связанные с информационной средой, с безопасностью, чтобы они не попадались на различные фейки и умели им противостоять», – рассказала Ольга Казакова.

Только общими усилиями можно повышать эффективность защиты в вопросе информационной безопасности в образовательном процессе, подчеркнул модератор дискуссии, заместитель председателя Госдумы Борис Чернышов.
На Форуме сразу несколько событий были посвящены обучению детей и подростков. Так, состоялись форсайт-дискуссия «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: новые задачи и возможности» и разговор о профориентации школьников «Профессия со школьной скамьи. Профессиональное обучение школьников – вклад в будущее страны».
Большое внимание участники Форума уделили инновационным технологиям. Экспертная дискуссия на тему «Новые технологии в непрерывном обучении» объединила специалистов сферы образования, корпоративного и цифрового развития.
«Наши дети, на которых многие сетуют, что они мало читают, постоянно окружены большим потоком информации, реальной и цифровой, благодаря чему они обучаются и получают знания. И вопрос в том, как мы, взрослые, управляем этим образовательным пространством и как помогаем детям учиться управлять им», – отметила заместитель губернатора Томской Наталия Киселева.
По мнению вице-губернатора, сегодня на фоне повсеместного внедрения ИИ, компьютерных технологий и соцсетей, урок, структура которого разработана десятилетия назад, тоже должен измениться. «И речь не про модную в последние годы цифровую дидактику, а про методику и дидактику в целом. Необходимы новые подходы к режиссуре современного урока. Не перекос в сторону технологий, как подсчет количества уроков, проведенных с использованием презентации, например, а акцент на организации образовательного процесса: работа учеников, смена их активности в течение урока, их взаимодействие, роль учителя, разбивка урока на этапы, управление уроком и управление собственной деятельностью на уроке», – подчеркнула Наталья Киселева. Она добавила, что в современных классах можно прекрасно реализовать идею управления собственным образованием. То есть когда ученики вместе с учителями становятся соорганизаторами процесса обучения и добычи знаний, пояснила заместитель губернатора Томской области.

Директор школы «ЛЕТОВО» Михаил Мокринский также считает, что необходимо организовывать правильную образовательную среду, – сочетать то, что в классно-урочной системе задается как обязательная работа, и то, что «должно превратить школу для ребенка в город с огромной системой интересных возможностей». По его словам, школьник должен получать не просто другие формы организации образовательного процесса, «а иметь возможность ориентироваться в образовательных процессах, как в городе: получать поддержку, навигацию, выбор разных маршрутов к одной и той же точке».
Различные аспекты взаимодействия государства, системы образования и бизнеса обсудили участники круглых столов «Промышленность, энергетика, строительство: государство и бизнес», «Транспорт: государство и бизнес», «ИТ-отрасль: государство и бизнес», «Сельское хозяйство: государство и бизнес» и «Спорт: государство и бизнес».
А в павильоне № 55 «Дом молодежи» горячо обсуждались вопросы взаимодействия государства и предпринимательского сообщества. Участники Форума обменялись мнениями на экспертных дискуссиях «Корпоративное обучение: как решить задачи государства и бизнеса», «Кадры решают все: как привлекать, развивать и удерживать талантливых и высокопрофессиональных сотрудников» и «Стажировки: от развития карьеры сотрудников к формированию кадрового потенциала компании».
В общей сложности в программу первого Форума непрерывного образования вошло более 15 событий. Участники смогли не только высказать свое мнение и идеи, но и наметить перспективы сотрудничества, сформировать планы развития сферы дополнительного образования и найти новые точки соприкосновения государства, образования и бизнеса.