Перед родителями будущих первоклашек встает немало вопросов. В частности, многих интересует вопрос подходящего возраста для того, чтобы отдать ребенка в школу: не рано ли в 6 лет и не поздно ли в 8. Рассказываем об особенностях эмоционально-личностной готовности детей к школе.
Большинство современных педагогов и психологов считают, что умение читать и писать не является определяющим для будущего первоклашки. Важно, чтобы он был психологически настроен на перемену в привычном образе жизни. Об эмоционально-личностной готовности дошколят рассказала педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук Надежда Слободяник.
Основные аспекты готовности к школе
Готовность к школе формируется предшествующим физическим, умственным и эмоциональным развитием дошкольника. Специалисты говорят об интеллектуальной, волевой и мотивационной психологической готовности. Интеллектуальная готовность подразумевает развитие внимания и памяти; аналитическое мышление; логическое запоминание; ориентировку во времени и пространстве; умение работать по образцу; уровень речевого развития. О волевой готовности свидетельствует способность ставить цель и принимать решения; умение продолжительное время выполнять не очень интересную работу; умение заставить себя заниматься.
О мотивационной готовности можно судить по желанию принять новую социальную роль; по внутренней позиции школьника, мотивам учебной деятельности. Важно иметь в виду, что желание ходить в школу ради получения знаний, а не только ради игры появляется у ребенка к 7 годам. Стоит готовить малыша к школе заранее: развивать умение сидеть прямо, поднимать руку, слушать учителя, отвечать, держать ручку. Все это нужно делать лишь в игровой форме. Дошкольника можно мотивировать только через игру.
Ребенка стоит готовить не только к учебе, но и к новому этапу в жизни, в котором у него будут общение с одноклассниками, педагогами, спортивные занятия, кружки и секции, новый опыт. Психологическая готовность является комплексным показателем.
Чем значима эмоционально-личностная готовность
Обычно дети к школьному возрасту не могут понимать, осознавать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания. Они не понимают переживания и состояние других. Иногда у них вообще отсутствует представление об эмоциях и чувствах в целом. Каждый ребенок боится чего-то нового: отношений с одноклассниками или учителем, новых правил. Родителям следует развеять эти страхи заранее, сказать, что они всегда поддержат ребенка и будут рядом.
Как научить ребенка управлять эмоциями
Любому человеку важно уметь согласовывать свои переживания и выражать эмоциональное состояние в соответствии со своим возрастом и ситуацией. В регуляции эмоций значимую роль играет школа, однако прежде всего научить с ними справляться должны родители. С раннего возраста малышу следует проговаривать все его эмоции («Ты плачешь, тебе обидно, потому что…», «Ты рассердился, потому что…»). Затем можно переходить на эмоции родителей, персонажей книг или героев мультфильмов.
Для сознательного регулирования поведения необходимо научить ребенка адекватно выражать свои чувства, находить рациональные способы разрешать сложные ситуации. В противном случае неотреагированные чувства еще долго будут определять жизнь ребенка, создавая различные трудности. Также важно не игнорировать отрицательные эмоции, не стоит говорить: «Не расстраивайся, ничего страшного!», «Да ладно тебе, совсем не больно!». Это помешает ребенку контролировать негативные переживания, подавит их. Тогда негатив накопится и перейдет в негативное поведение и злость, что чревато болезнями и нервными срывами.
Выплескивать негатив можно разными способами. Научите ребенка бить подушку, громко кричать, рвать бумагу, мять газеты, лепить злость из пластилина. Полезными могут оказаться также физические упражнения. При этом важно не позволять бить младших, толкать родителей и ломать игрушки.
Важно также понимать пользу игры. Как отмечает эксперт на сайте Растимдетей.рф, дети, которые много играют, психологически более стабильные. Они учатся в игре очень многому, что пригодится во взрослом возрасте. Это лучший способ обретения социальных навыков. Игра позволяет научиться эмоционально и физически справляться с опасностями, контролировать негативные эмоции, брать на себя ответственность, договариваться с другими игроками.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала о том, как собрать ребенка в лагерь.