Половина российских школьников испытывают чувство тревоги, выполняя операции с числами в повседневной жизни или решая математические задачи на уроках. Об этом свидетельствуют итоги исследования, которое провели ученые Российской академии образования.
Лишь 47% учащихся 5 – 11 сказали об отсутствии у них математической тревожности – чувства напряжения, мешающего не только решать задачи, но и пользоваться вычислениями в различных жизненных ситуациях. Некоторые проблемы при необходимости выполнять математические действия возникают у 28,5% (средне-тревожных) ребят, а 24,5% отмечают ярко выраженную математическую тревожность (8% из них требуют особого внимания). Как показало исследование, высокая тревожность чаще присуща девочкам (27%), чем мальчикам (22%).
Академик РАО Сергей Малых, под руководством которого проведено исследование, отметил, что роль математических навыков и знаний сегодня растет. Они становятся одной из компетенций, востребованных в обучении на протяжении всей жизни. Низкий уровень математических навыков на старте обучения приводит к низкой успеваемости по математике в будущем. Так что необходимо выявлять факторы, снижающие успеваемость учеников по математике.
По словам ученых, математическая тревожность негативно сказывается на достижениях школьников в точных науках. Такая тревога может провоцировать избегающее поведение – даже талантливые дети стараются избежать дисциплин и специальностей, которые так или иначе связаны с расчетами. Кроме того, тревога может ограничить молодежь в выборе профессии и в карьерных перспективах.
Как сообщает сайт РАО, повышенную математическую тревожность важно выявлять своевременно, чтобы учителя., родители и психологи могли снизить ее последствия. В исследовании выраженности и распространенности математической тревожности среди школьников участвовали 6 426 учащихся 5 – 11 классов из 7 федеральных округов. Для изучения этого явления впервые использовали скрининговую методику «Сокращенная шкала математической тревожности» (СШМТ), созданную специально для данного исследования. Его результаты опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.