В России отмечают день рождения известного педагога, писателя, основоположника научной педагогики Константина Ушинского. Он размышлял о свободе и неотъемлемом праве человека на личное достоинство. Издал первые общедоступные детские учебники.

Согласно сохранившимся в Главархиве Москвы документам, Константин Ушинский родился в семье отставного офицера и ветерана войны 1812 года Дмитрия Ушинского. Семья военного часто переезжала, что стало причиной сложностей с получением свидетельства о рождении ребенка. В Тульской духовной консистории не нашли метрическую книгу с необходимыми данными. Так что дату рождения Ушинского подтвердили на основе показаний пономаря Всехсвятской церкви и крестной матери мальчика.
В возрасте 11 лет Константин потерял мать, что сказалось на формировании его характера. Он пристрастился к чтению. Новгород-Северскую мужскую гимназию окончил с отличными оценками по гуманитарным предметам и посредственными по точным наукам. В 1844 году был блестящим выпускником юридического факультета Императорского Московского университета, получившим степень кандидата. Остался при университете для подготовки к профессорскому званию.
В 22 года Константин Ушинский стал исполнять обязанности профессора камеральных наук (административные и экономические дисциплины, необходимые для управления государственным имуществом) в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Здесь он предложил собственную систему камерального образования на основе изучения семьи, общества и народного хозяйства. В лицее Ушинский блестяще проявил себя как ученый и талантливый лектор. Он систематически излагал знания по истории и политэкономии, этнографии и философии, филологии и психологии. Размышлял о свободном обществе как необходимом условии всестороннего развития, о неотъемлемом праве человека на личное достоинство.
Позднее перебрался в Санкт-Петербург – на службу столоначальником Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Здесь он писал статьи для журналов «Современник» и «Библиотека для чтения». В 1854 году был назначен учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где ему удалось усовершенствовать образовательный процесс. Работая в институте, Ушинский написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы», которая вызвала широкий общественный резонанс, стала важным этапом в его карьере.
Благодаря деятельности Ушинского во второй половине 1850-х годов в России возрос интерес к педагогике. В 1857 году в журнале «Воспитание» разместили его программную статью «О пользе педагогической литературы». В том же году здесь была опубликована еще одна фундаментальная статья этого автора — «О народности в общественном воспитании». В период работы Ушинского инспектором классов Смольного института благородных девиц по его инициативе ввели в практику совещания и конференции педагогов. Учебные предметы стали вести на русском языке, сформировали педагогический класс для подготовки воспитательниц, которым предстояло работать с будущими поколениями учениц.
В заграничной командировке в начале 1860-х годов Ушинский написал первые массовые общедоступные детские учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия», двухтомный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Идеи и труды этого ученого и педагога имели важное значение для развития образования в стране. Как напоминают в Главархиве, в настоящее время именем Константина Ушинского названы многие учебные заведения России.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала о том, что именем Константина Ушинского назвали новую школу в селе Сотниково Республики Бурятия.