Идея прозвучала на ежегодном заседании Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, которое провел Владимир Путин.

Глава СПЧ Валерий Фадеев рассказал главе государства, что Совет серьезно занимается вопросами улучшения школьного образования. По его словам, было организовано много встреч по всей стране с директорами и педагогами лучших школ, с преподавателями педвузов, обсуждали в том числе Единый государственный экзамен. Он отметил, что сегодня вокруг ЕГЭ идет много споров. Но этот экзамен – стержень образовательной системы, имеющий очевидные плюсы – одинаковые возможности при поступлении в любой университет страны, устранение коррупции, пояснил Валерий Фадеев.
«Однако есть одна принципиальная проблема: ЕГЭ фактически является вступительными экзаменами в университеты. В руководящих документах Минобрнауки ЕГЭ так и называют: «вступительные испытания». Но у нас сегодня нет интегральной оценки знаний, полученных школьником по всему спектру предметов», – отметил глава СПЧ. Он добавил, что сейчас старшеклассники и их родители сосредотачиваются только на тех предметах, которые планируют сдавать на ЕГЭ, – то есть это весь 11 класс, большая часть 10 класса, а еще 9 класс с ОГЭ. В результате получается, что некоторые учебные дисциплины оказываются второстепенными, «фактически ненужными», уточнил Валерий Фадеев.
Председатель СПЧ сообщил, что в 2024 году географию сдавали только 3 % выпускников, литературу – 8 %, историю – 16 %. «Почему я обращаю внимание на эти три дисциплины? Это ценностные дисциплины – они помогают формированию культурного кода молодого человека, его цивилизационной идентичности», – пояснил он.
Валерий Фадеев привел результаты опроса ВЦИОМ, в рамках которого задавали элементарные вопросы по школьной программе. Так, на вопрос по географии «Куда впадает река Волга?» только 18 % молодых людей от 18 до 24 лет смогли ответить, что в Каспийское море. Среди людей, которые еще учились при Советском союзе, правильно ответили на этот вопрос 60–70 процентов. Что означает слово «Кузбасс» смогли ответить тоже только 18 % молодых людей.
Еще респондентам задали каверзный вопрос по литературе: «Кого убил Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»?». Среди молодежи правильный ответ – «никого» – дали 7 % респондентов, среди старшего поколения – 22 %.
«Это не означает, что молодежь какая-то другая. Молодежь хорошая, просто они не изучают надлежащим образом ни географию, ни литературу. Эти предметы не являются для них приоритетными, они мало нужны для поступления в университет», – пояснил Валерий Фадеев. По его мнению, необходимо побуждать учеников к освоению всей школьной программы, а не только тех предметов, по которым они сдают ЕГЭ.
«Значит, нужна некая интегральная оценка знаний выпускников школы. Например, средний балл, как это было в Советском Союзе. Этот балл мог бы высчитываться как средняя оценка, полученная учеником за учебные четверти или полугодия в ходе изучения соответствующего предмета. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ. Фактически это будет четвертая оценка: три экзамена плюс средний балл», – предложил глава СПЧ. Он подчеркнул, что озвученная идея требует серьезного профессионального обсуждения, с профильными министерствами, Российской академией образования. Необходимо проработать механизм такой интегральной оценки и ее учета при поступлении в колледжи и вузы, уточнил он.
Президент РФ Владимир Путин согласился с этим предложением. «По поводу истории, литературы, географии, очень правильно – в совокупности именно, потому что эти предметы действительно формируют наш культурный код, что чрезвычайно важно. Давайте оформим Ваше предложение соответствующим образом и проработаем с Правительством», – сказал глава государства.
Ранее «Учительская Россия» приводила слова Президента РФ Владимира Путина, который заявил на ежегодном заседании СПЧ, что «у педагога должно быть как можно больше времени для того содержательного обучения, воспитания, к которому он призван, а для этого необходимо снизить бюрократическую часть его работы».