Человеку не дано выбирать время, в котором будет жить, время для существования. Помните строку: «Времена не выбирают, в них живут…»? Однако в любом профессиональном сообществе остаются вечные ценности, несмотря на изменчивость культурно-исторических условий; они (исторически) нужны для выживания. Особенно в педагогическом обществе этические коллективные принципы должны оставаться ценностью. Тогда и вопросы уважения, поддержки, солидарности трудящихся никогда не потеряют актуальности.
Кейс. Работник школы отказывается выполнить задание, которое не относится к его основной профессиональной деятельности. Однако у директора школы сложилась безвыходная ситуация: скоро важное мероприятие, педагоги перегружены подготовкой к нему и больше эту работу поручить некому.
Заметим, выполнить данный фронт работ вполне было по силам работнику. Поручение по содержанию близко к его профессиональной деятельности, хотя и не связано с прямым функционалом.
Директор школы принимает решение: предложить дополнительный (оплачиваемый) отгул этому работнику за согласие качественно выполнить работу.
С психологической точки зрения это решение не правильное.
Возможно, работник постарается выполнить поручение как можно лучше, надеясь на дополнительный выходной. Тогда, на первый взгляд, тактика решения этой ситуации – компромисс: работник принимает участие в школьном мероприятии и получает за это отгул как косвенное материальное поощрение (вознаграждение).
Однако решение директора сродни манипуляции. Потому что его предложение идет вразрез этическим принципам сотрудничества работника с коллективом и в итоге лишает его чувства гордости самоуважения за совместно проделанную работу.
Да и работник может быстро понять, какие выгоды приносят его отказы и начинать отказывать дальше, ожидая очередного вознаграждения.
Поддержкой профессиональной этики и ценностей коллектива в сознании работника стало бы другое решение. А именно, если работнику нравится его место работы, он уверен, что это его любимая или хотя бы предпочитаемая область трудовой деятельности, он последует общечеловеческим нормам морали и выполнит задание без всяческих поощрений извне.
Предугадывая возражения некоторых читателей о сложном времени, в котором мы живём, о сегодняшней потере ценностей солидарности и коллективизма для части граждан, об отрицании бескорыстия и альтруизма и предпочтении индивидуальной прибыли, скажу следующее: это не подходит педагогической работе. Совсем не годится для педагогов.
Ведь поколение, которое мы вырастим, подпитывается и нашими ценностями, этикой людей, которые их воспитывают. Важно кто воспитывает это поколение и зачем. «Как аукнется — так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» — хорошие педагоги такое всегда понимают.
Педагоги, которые следуют этическим принципам, нормой профессиональной этики, с подобным этическим решением согласятся. А вы? Что бы вы предпочли сделать в такой ситуации в школе на месте директора?
Как же мотивировать работников педагогического труда в подобных случаях?
Привитие педагогических ценностей — кропотливая и долгая работа. В экстренных ситуациях, когда не остается времени на убеждение, может не подойти. Однако в памяти каждого человека этические принципы — не пустой звук. Им воспитывали в детстве, они остаются в сознании и при необходимости актуализируются, опять становятся значимыми.
Это значит, что работник вряд ли удивится, если руководитель заговорит с ним о солидарности с коллегами, добре, честной инициативе. Он вспомнит, что эти ценности существуют и наряду с чувством совести, их можно пробудить.
Можно актуализировать память работника так, что воспоминания об этических ценностях взаимовыручки, солидарности станут для него важнейшими. Тогда фразы, похожие на: «Мы педагогический коллектив, а вы часть нашего коллектива и мы вас просим помочь» становятся гораздо действеннее подарка-манипуляции.
Психологически правильное решение для директора в подобной ситуации, таким образом, следующее: разъяснительная беседа с работником о важности предложенного задания, ценностей вклада в общее дело, солидарности во имя коллектива и коллег, единомыслие.
Автор: Ирина Колиниченко, психолог, кандидат психологических наук