Ежедневник

Смотреть все публикации

Развитие технологического лидерства: какую роль играет человекоцентричность, обсудили на ММСО

На Московском международном Салоне образование прошло пленарное заседание «Человек — основа технологического лидерства». Эксперты в рамках дискуссии обсудили, что такое технологическое лидерство и какую роль в его достижении играет человек.

Фото: Учительская Россия

Технологии нужны, чтобы улучшить качество жизни людей. Во главе угла при создании, разработке способов эффективного и этичного использования технологий всегда стоит человек. Так что, когда мы говорим о трансформации технологий и инновациях, мы должны говорить и о трансформации человека, который должен быть готов к изменениям и к жизни в быстроменяющейся реальности.

Эксперты в рамках дискуссии попробовали разобраться, как человекоцентричность способствует достижению технологического лидерства России. Как образование, готовность к изменениям и ответственность за будущее определяют развитие инноваций и укрепляют позиции страны в мире.

«Технологическое лидерство – это концепция, которая отражает способность страны, компании или региона занимать ведущие позиции в разработке и внедрении передовых технологий, которые помогали бы повышать уровень жизни населения, укреплять национальную безопасность и осуществлять стабильное развитие экономики в условиях технологических вызовов благодаря технологиям», — озвучил такое определение Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

Он напомнил, что в 2024 году президент России Владимир Путин обозначил как одну из национальных целей достижение Россией технологического лидерства к 2030 году. Поэтому теперь необходимо понять, к какому технологическому будущему мы стремимся, когда оно наступит, и как при его достижении изменится жизнь человека.

Сергей Плуготаренко отметил, что для этого важно «залезть в головы» к самим технологическим лидерам – айтишникам. Он привел результаты опроса студентов ИТ-направлений и специалистов. Так, 70% студентов позитивно оценивают свои профессиональные перспективы в сфере ИТ в России. 86 % опрошенных уже работающих ИТ-специалистов удовлетворены тем, как они сейчас работают, а если хотят что-то менять в своей жизни, то все равно планируют остаться в ИТ.

Во время дискуссии модератор заседания, директор ММСО Максим Казарновский отметил, что технологическое лидерство может наступить, только если есть реальные лидеры. А это, в том числе, предприниматели, — те, кто соединяет идеи, технологии и человека для достижения результата.

Генеральный директор Национального ESG Альянса Андрей Шаронов назвал предпринимательство человеческим воплощением технологического лидерства. Но, по его словам, сегодня многим предпринимателям не хватает нужных компетенций, которые бы помогали реализовывать свои идеи и продвигать готовые продукты. Андрей Владимирович привел пример – часто случается, когда, например, в Сколково, приходит активный и успешный стартапер, с идеей и прототипом, но без опыта продаж и начатой экономической деятельности. И в итоге выясняется, что одной идеи, даже блестящей, недостаточно – должны быть компетенции, чтобы эту идею монетизировать, подобрать коллектив, вместе пройти сложные периоды. И к этому нужно готовиться.

Андрей Шаронов привел результаты исследования, которое два года назад проводило «Сколково». Благодаря ему определили, в каких компетенциях сейчас больше всего нуждаются предприниматели. На первом месте — глобальное предпринимательское мышление; одних технологических знаний недостаточно, они не дают возможность продвигать и продавать идею. Второе место – способность сформулировать свое вдохновляющее видение; получается, что айти-лидеры, влюбленные в свою идею, не умеют разговаривать с людьми и, соответственно, не могут «обратить людей в свою веру». Третье – управление цифровой трансформацией с фокусом на инновации в бизнес-моделях и улучшение клиентского опыта. Четвертое – личностное развитие и личностное благополучие. Среди прочих компетенций также отмечены: управление инновациями, стратегический менеджмент, управление персоналом, устойчивость и гибкость в кризис, управление продуктом, управление устойчивым развитием с фокусом на ESG. Именно этих знаний не хватает технологическим лидерам, чтобы успешно двигать науку и экономику вперед.

Он также напомнил, что Минобрнауки проводило исследование выпускников-отличников технологических специальностей передовых высших школ России. Выяснилось, что они имели наиболее низкие баллы по гуманитарным направлениям: коммуникация, выстраивание отношений – то, что нужно лидеру. По словам Андрея Шаронова, сейчас многие школы делают совместные программы. Например, Сколково и МФТИ. Физтех выбирает умных ребят, а Сколково из них отбирает людей, которые параллельно с технологической базой хотят параллельно получить образование по менеджменту, лидерству и экономике.

«В результате мы рассчитываем, что это будут высококлассные специалисты, способные не только выдумывать технические решения, но и реализовывать их и убеждать людей», — подытожил Андрей Шаронов.

Декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Аузан в своем выступлении обратился к вопросам человекоцентричности при достижении технологического лидерства. Он отметил, что не за горами создание сильного ИИ, а это тот вид ИИ, который мы не контролируем. И в этих реалиях возникает вопрос – что делать человечеству: уйти на пенсию или репозиционироваться и построить с искусственным интеллектом партнерские отношения?

Александр Александрович подчеркнул, что педагоги занимаются взращиванием естественного интеллекта, который на новом этапе развития человечества должен оставаться конкурентоспособным, то есть иметь свойства, которыми ИИ пока не обладает. Он привел в пример эксперимент, который начат в МГУ — «Олимпионики». Трое победителей ВсОШ, которые стали студентами вуза, в разных режимах решают различные задачи: автономно от ИИ, совместно с ИИ и в конкуренции с ИИ.

Наблюдают за этим известные ученые, которые пытаются понять, как же в современных условиях развивать естественный интеллект, чтобы человек становился партнером искусственного интеллекта. По словам Александра Аузана, сейчас есть три характеристики, которые могут дать преимущество человеку в отношениях с ИИ: интуиция; эмпатия, способность работать в социальном взаимодействии; воображение.

Заведующий кафедрой психологии личности Московского государственного университета, академик РАО Александр Асмолов считает, что сегодня мы оказались заложниками глобального непонимания человека. По его словам, мы много вкладываемся в развитие искусственного интеллекта, и не так много – в понимание естественного интеллекта. Он привел в пример слова своего учителя, психолога Алексея Леонтьева в 70-х годах прошлого века: ключевая беда человечества будет в том, что оно начнет учиться у искусственного интеллекта уму-разуму, и тем самым окончательно потеряет свой. А ведь технологическое лидерство должно быть основано на человеке.

Александр Григорьевич заметил, что человечество оказалось в ситуации, когда не видит ключевые ошибки, из-за которых можно оказаться в заложниках технологий будущего:

  1. Нельзя оказываться в ситуации комплекса неполноценности, когда мы пытаемся только догнать кого-то. Попадаем в эффект колеи: хотим догнать впереди идущего противника и не видим другие пути развития.
  2. Технологии нужно создавать только в интересах человека. Мы являемся заложниками непонимания того, что сегодня в мире дает главный выигрыш. Если хотим добиться лидерства, нам не нужны технологии сами по себе, нам нужны технологии под смысл, технологии ради развития возможностей человека. Александр Григорьевич назвал технологии культурными орудиями овладения поведением человека. Пока мы не поймем, что технологии – это только средства, а не идолы, мы никуда не прорвемся.
  3. Страх перед искусственным интеллектом. Александр Асмолов отметил, что искусственный интеллект на русском языке будет звучать как рукотворный интеллект – что-то, что создано руками человека. Поэтому его не нужно бояться.

Александр Григорьевич обозначил, по его мнению, ключевые дефициты 21 века – это дефицит смысла, доверия и дефицит понимания. Любая разработка технологий должна быть человекоцентричной. Ценностным приоритетом должно быть благоговение перед жизнью. Поэтому мы должны разрабатывать технологии, направленные на устранение этих дефицитов.

Директор Центра индустрии образования Сбербанка Артём Соловейчик заявил, что для технологического развития специалистам нужно быть за периметром фобий, не бояться чего-то нового. Но существует два страха, от которых человек не может избавиться: страх быть свободным и страх того, что другие будут свободными. Страхи эти возникают из-за того, что мы с детства не понимаем, что делать с той ответственностью, которая приходит вместе с внутренней свободой. Не понимаем, потому что, по словам Артёма Симоновича, школа не дает навыка свободы.

Он отметил, что каждый год люди создают и уточняют образ идеального творца, который приведет нас в светлое будущее к технологическому лидерству. А затем мы пытаемся «подогнать» детей под этот образ, тем самым уничтожая их внутреннюю свободу. Поэтому для реального технического прорыва, как сказал Артём Соловейчик, необходимо отказаться от навязывания этого образа и позволить каждому человеку с самого детства строить себя самого, сохранять свою внутреннюю энергию. По его словам, многие успешные специалисты, совершающие технические прорывы, как раз были теми, кто ускользнул из-под пресса «стать правильным». Поэтому этот пресс нужно убирать, школы – разворачивать в сторону ребенка и делать человекоцентричными. И, главное, позволять детям быть самими собой.

«Наша школа – абсолютно не гуманитарная, абсолютно не гуманная. Школа боится свободы наших детей. Школа боится собственной свободы. И с этими фобиями нужно что-то делать и куда-то двигаться», – сказал Артём Соловейчик.

Артём Симонович добавил, что на посту Директора Центра индустрии образования Сбербанка он вместе с коллегами разработал стратегию образования, которая построена на том, что в ней нет образа будущего ребенка. По словам Соловейчика, нужно решиться на то, чтобы больше не указывать детям, какими они должны стать, а просто помогать им на жизненном пути понимать, кто они есть на самом деле.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen