На Московском международном салоне образования, который проходит 5 и 6 марта, состоялась экспертная дискуссия «Клуб ректоров». Традиционная встреча руководителей ведущих российских вузов уже стала одной из визитных карточек деловой программы ММСО.

В рамках экспертной дискуссии «Клуб ректоров» руководители университетов обсудили трансформацию вузов в условиях обновления системы высшего образования, формирование кадрового ректорского резерва и многое другое. Также ректорам предложили обозначить основные тенденции, вызовы и ориентиры, которые они видят в системе высшего образования на ближайшие 10 лет.
«Закончится интегрированная система подготовки кадров, если по-простому говорить – степенью магистра, где бакалавр будет промежуточная ступень. Это раз. Два – это больший акцент на коммерциализацию, вузы будут сдвигаться к формуле «Университет 3.0», чтобы была не только наука и образование, но и реальные разработки, малые серии, которые пойдут в производство. И три. Наряду с тем, что сейчас в целом делается в Российской Федерации, – это и экспорт, и импорт образования. Имею ввиду продвижение наших технологий и разработок на рынки дружественных нам стран. Особенно это касается энергетики, где национальные рынки, как правило, ограничены. И это соответствующая подготовка кадров друзей России», – сказал Николай Рогалев, ректор НИУ МЭИ.
Ректор Государственного университета управления Владимир Строев считает, что нужно обязательно выделить такой важный момент, как воспитание. «Его нельзя ни в коем случае упускать. Я думаю, воспитательный момент будет максимально усиливаться. Еще один важный момент – это убежденность в хорошем итоге у самих руководителей и коллективов вузов. И их тоже нужно воспитывать», – сказал Владимир Строев.
Ректор Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти» Александр Дьяконов отметил, что присоединяется ко всему вышесказанному коллегами. «Первое, что я бы назвал – это культурный суверенитет. Второе – технологический суверенитет. И третье, основное, что сейчас надо развивать – это продуктовый подход у студентов при выполнении инженерных задач», – рассказал Александр Дьяконов.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко решил обрисовать не российскую, а общемировую тенденцию. «Есть два образовательных пространства. В одном – математика, диалоги Платона, личное общение учителя с учеником. В другом – онлайн, чат-боты, массовое образование, быстрый выход на рынок труда с понятным уровнем компетенций. Разрыв между двумя этими пространствами образования будет увеличиваться», – пояснил Владимир Шевченко.
«Я бы назвала три тенденции. Это особая роль индивидуальных образовательных траекторий абсолютно для каждого студента. Это элитность высшего образования. Это усиление специализации каждой образовательной организации в тех сильных компетенциях, которые обеспечивают суверенитет государства», – высказала свое мнение ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В.И. Вернадского Елена Певцова.
Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев отметил, что тоже соглашается с мнением коллег, но хочет обозначить проблему регионализации образования.
«Сегодня большой отток в Москву талантливой молодежи из регионов. На мой взгляд, большие федеральные вузы, и мы в их числе, должны задумываться как удержать ребят в тех регионах, где они родились и выросли. Нужно развивать филиальную сеть, качественное обучение в дистанционном формате. Чтобы дать возможность ребятам развивать в последствии свои регионы. Также хочу выделить такую тенденцию, как профессионализация по отраслям. Поддержу тезис о том, что сейчас не нужны специалисты широкого профиля. Сейчас нужно концентрироваться на отраслях. И конечно коллаборации. Я вижу будущее в коллаборации специальностей и в коллаборации разнопрофильных вузов», – пояснил Станислав Прокофьев.
Ректор Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Олег Трофимов отметил, что в Нижнем Новгороде идет обратная тенденция. Так, в 2024 году в ННГУ на бюджет поступили 40% ребят из других регионов, которые не уехали в Москву. «Все мы разные, но все мы должны коллабарироваться по тем сильным сторонам, которые у нас есть. И мне кажется это основной приоритет, которого мы должны придерживаться», – подчеркнул ректор ННГУ.
«Я хочу пожелать вузам сохранить свою многополярность и помнить, что вуз – это полноценный игрок в технологических цепочках», – сказала ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина.
Ректор Мастерской управления «Сенеж» Андрей Бетин считает, что будущее нелинейно. «Поэтому нужно со школьной скамьи воспитывать ребят на стыке отраслей, совершенно разных, потому что завтра все будет совершенно по-другому. И этот вызов перед нами стоит, с которым мы точно должны справиться. А работать надо над двумя вещами: это воспитание профессорско-педагогического состава, который есть в стране, и работать с ним. Второе – это воспитание государственных муниципальных служащих. И не ждать пока мы воспитаем новых студентов, которые займут новые посты», – пояснил Андрей Бетин.
«Учительская Россия» выступает информационным партнером Московского международного Салона образования. Следите за новостями ММСО на нашем сайте.