Искусство все воспринимают по-своему. Различные его виды и жанры действуют на людей не одинаково. Особенно это касается музыки. Определенное воздействие музыкальных мелодий на мозг человека удалось выяснить ученым.

Существует расхожее мнение, что рок вредно влияет на человека, а классическая музыка повышает коэффициент умственного развития. О популярных мифах и фактах относительно музыки рассказала доцент кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Светлана Каркина.
Она напомнила, что музыка – это не просто набор звуков, а инструмент, воздействующий на эмоции, мысли и физическое состояние человека. По итогам исследования влияния музыки на интеллект стал использоваться термин «эффект Моцарта», обозначающий благоприятное влияние прослушивания симфонических композиций на умственное развитие.
«Множественными исследованиями было доказано, что в процессе слухового восприятия классической музыки – не только Моцарта, но и Баха, Вивальди и других, значительно повышается активность нейронов в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и моторных навыков, концентрации внимания, выражению чувств и проявлению эмоций», – рассказала доцент.
С утверждением о негативном воздействии тяжелой музыки (рока) на настроение специалист не совсем согласна. Как свидетельствуют исследования, у тех, кому нравится такая музыка, снижается агрессия – благодаря дополнительной возможности выплеснуть негатив довольно экологичным способом. При этом прослушивание подобных композиций может вызывать частый пульс и головокружение из-за низких частот большинства инструментов, задействованных в исполнении таких композиций. Однако чаще чувство тревоги и беспокойство у многих вызывают агрессивные тексты, скандальные биографии и внешний вид исполнителей.
Правда ли, что современная поп-музыка снижает интеллект? По словам эксперта, при прослушивании музыки «легких жанров» в течение часа человек начинает заметно глупеть. Такой эффект сохраняется на протяжении примерно одного часа после воздействия музыки. Это ученые объясняют резким снижением числа активных зон в коре головного мозга. Поэтому затрудняется концентрация внимания и запоминание информации. Несложные, часто повторяющиеся мотивы и слова не провоцируют к размышлению, мозг их «пережевывает», как жвачку – вначале приятную на вкус, но не несущую пользы.

Многие уверены в том, что занятие музыкой в детстве гарантирует высокий интеллект во взрослой жизни. По словам Светланы Каркиной, занятие музыкой в раннем возрасте закладывает надежный фундамент интеллектуального развития. Однако то, как человек разовьет свои умственные способности далее, зависит от его образования.
«Раннее музыкальное развитие открывает доступ к врожденным нейронным механизмам, определяющим характер восприятия окружающего мира и формирование высших функций мозга. Наиболее благоприятным для сенсорного развития средствами музыки ученые называют трехлетний возраст. Именно в этот период дети обладают особой чувствительностью», – сказала доцент.
Утверждение о влиянии музыки на эмоции оспорить практически невозможно. Еще древние греки были уверены в ее лечебном воздействии, помогающем восстановить гармонию тела и духа высвобождением эмоций и разрешением внутренних конфликтов. И сегодня после хорошего концерта зрители чувствуют себя лучше. Пережитые эмоции печали вызывают воспоминания собственных сложных ситуаций. При этом человек «проживает» боль без вреда для психологического здоровья. Это стабилизирует эмоциональный фон.

Отчасти музыкальная терапия может заменить поход к психологу, ведь музыка вполне способна оказывать седативное воздействие. Так, расслабляющая музыка перед сном улучшает его качество, замедляя пульс и дыхание, высвобождая серотонин. А в процессе пения мозг человека вырабатывает нейромедиатор – дофамин, отвечающий за хорошее настроение и общий тонус. Пение стимулирует уверенность в себе. Однако музыка не может заменить специалиста в случае психических отклонений.
«Определенные стили и жанры музыки помогают создать умиротворяющую и расслабляющую атмосферу. Прослушивание композиций, близких классической музыке, например произведений Шопена, способствует снижению уровня кортизола в крови, оказывая заметное седативное и даже обезболивающее действие», – отметила ученый. Об этом сообщает сайт КФУ.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала о том, что сейчас в российских школах вместо обычных звонков на уроки и перемены звучат известные мелодии.