В пятницу, 23 мая, в первый день основного периода ЕГЭ ребята сдавали экзамены по химии, литературе и истории.

С трех экзаменов начался основной период сдачи ЕГЭ. Выпускники писали работы по химии, литературе и истории во всех российских регионах и учебных учреждениях за рубежом. В общей сложности планировали сдать эти три экзамена более 220 тыс. человек. Основной период ЕГЭ пройдет с 23 мая по 11 июня. В расписании предусмотрены резервные дни для сдачи всех предметов – с 16 по 23 июня, также есть дни пересдачи по выбору выпускника – 3 и 4 июля.
«Учительская Россия» узнала у педагогов, как в их школах готовились к ЕГЭ, как поддерживали и настраивали ребят на позитивный лад, насколько волновались выпускники перед первыми экзаменами.
Лилия Казанцева, наставник-просветитель, учитель географии гимназии № 18 города Краснодара:
– Сегодня мой первый день ЕГЭ: я классный руководитель выпускного 11 класса и учитель географии, чьи ученики выбрали этот предмет для сдачи. Мои одиннадцатиклассники сдают свой первый ЕГЭ: трое физику, двое литературу и двое историю. Конечно, к сдаче ЕГЭ они долго и усердно готовились, многие выбрали те же предметы, что выбирали в 9 классе для сдачи ОГЭ, но как же они волновались! Еще бы, ведь от этого результата зависит так много…
Но хорошо, что дети знают, что и как будет происходить на экзамене: несколько апробаций в апреле и мае, классные часы и школьные собрания сделали свое дело – у детей нет вопросов по процедуре проведения экзамена.
А уже 5 июня мои ученики будут сдавать ЕГЭ по географии. Весь год мы готовились к этому, рассматривая самое сложное на консультациях, поэтому верю в ребят!
Моими главными помощниками в самых сложных вопросах всегда выступают родители. В этом году было много родительских собраний, посвященных сдаче ЕГЭ. Я рассказывала, объясняла, показывала, мы даже смоделировали некоторые возможные ситуации в пунктах проведения экзаменов (ППЭ) и что в них нужно делать. Пусть каждый будет успешен!
Ирина Аржанова, учитель русского языка и литературы Отрадненской гимназии Воронежской области:
– В Воронежской области подготовка к основному периоду сдачи ЕГЭ началась давно: традиционно были написаны пробные экзамены, проведены ознакомительные родительские собрания. Важно отметить, что в апреле вышла уникальная региональная программа «Вопрос министра», в которой министр образования Воронежской области Наталья Салогубова с экспертами обсуждала предстоящий ЕГЭ. Интересно было не только вновь услышать о процедуре проведения, но и о психологической подготовке выпускников, об обеспечении безопасности на ППЭ, об объективности проведения экзамена. Министр особо отметила высокую роль родителей в процедуре проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) и сказала о том, что родители обучающихся 10 классов могут стать общественными наблюдателями.
В конце апреля и начале мая сотрудники министерства побывали в пунктах проведения экзамена, проверили готовность. Министр проводила встречи с педагогами и выпускниками. Несмотря на то, что процедура ГИА – волнующая и пугающая, выпускники и родители Воронежской области к ней, несомненно, готовы.

София Походий, учитель Средней школы № 33 с углубленным изучением отдельных предметов Камчатского края:
– Камчатка – край, с которого начинается сдача ЕГЭ. Наш полуостров – особое место силы, где с особой теплотой и заботой подошли к экзамену и запустили акцию поддержки выпускников «У вас все получится!», в рамках которой младшие школьники желают выпускникам удачи и отличных знаний.
Я, как педагог, каждый год принимаю активное участие в экзаменах. Ведь на протяжении многих лет являюсь ответственным педагогом-организатором в аудитории. Такие педагоги не просто следят, чтобы экзамен прошел по всем правилам, но и создают благоприятную атмосферу доброжелательности. Ведь мы сами не меньше выпускников переживаем!
В этом году у нас с пятиклассниками была ответственная миссия поддержки! Мы с классом подписывали трогательные открытки выпускникам! Считаю, что необходимо проводить такие акции, потому как важно не просто заботиться, но и ощущать поддержку!
23 мая выпускники сдавали экзамены по выбору по следующим предметам: литература, химия, история. Посмотрим на экзамен в цифрах. Историю для сдачи выбрали 273 камчатских выпускника, 196 ребят решили сдавать химию, литературу – 95 выпускников. Мы верим в каждого выпускника! Все у ребят, конечно, получится! И это испытание будет пройдено достойно!

Вилена Лизяева, учитель математики Лицея № 20 города Ульяновска, педагог Центра одаренных детей «Алые паруса»:
– Для меня, как педагога, который уже 10 лет является организатором в аудитории, важно быть пунктуальной и собранной на экзамене. Организатор в аудитории приходит до экзамена. Он должен проверить, работают ли часы, правильно ли расставлены парты и стулья, готова ли доска к заполнению. Чтение инструкции и заполнение бланков – момент волнительный для ребят, поэтому важно вовремя оказать поддержку и искренне сказать: «Желаем удачи!» в конце инструкции. От того, насколько спокоен и сосредоточен организатор, зависит насколько успешно и без замечаний пройдет экзамен в конкретной аудитории.
Анна Шабанова, преподаватель истории и обществознания Оренбургского президентского кадетского училища:
– Старт дан! Сегодня для многих выпускников наступил важный и ответственный день – начался Единый государственный экзамен!
Один из экзаменов первого дня – ЕГЭ по истории. По данным Рособрнадзора, этот предмет планируют сдавать 102 тысячи человек. История действительно считается одним из самых сложных предметов для ЕГЭ. Программа экзамена охватывает историю России с древнейших времен и до современности. Это огромный пласт информации, включающий в себя множество эпох, правителей, войн, реформ, экономических и социальных изменений. Задания требуют анализа исторических источников – текстов, карт, иллюстраций, диаграмм. Необходимо уметь извлекать информацию из источников, определять их авторство, цель и достоверность.
Кроме того, история – популярный предмет для сдачи ЕГЭ, так как она необходима для поступления на многие гуманитарные специальности. Высокая конкуренция требует от выпускников отличной подготовки и глубоких знаний. Однако при правильной подготовке, системном подходе к изучению материала этот экзамен можно успешно сдать и получить высокий балл. Главные факторы успеха — интерес к истории и желание учиться.
Кадеты Первого президентского кадетского училища Оренбурга сегодня присоединились к этому важному образовательному событию. Волнуются ли они? Безусловно! Это естественное чувство перед важным рубежом. Но кадеты не из тех, кто пасует перед трудностями. За их плечами – годы учебы и подготовки с лучшими преподавателями кафедры истории, тренировки и испытания, которые сделали их сильными и стойкими. Долгая подготовка – их надежный щит и уверенность в завтрашнем дне. Они готовы достойно пройти этот этап и открыть новую страницу своей жизни!
Выпускники, товарищи кадеты, помните, что экзамен – лишь один из этапов вашей жизни. Независимо от результата, верьте в себя и свои силы! Болеем за вас и желаем всем высоких баллов!

Анна Борисова, финалист конкурса «Учитель года России – 2024», учитель истории и обществознания Классического пансиона МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Сегодня для меня и моих учеников 11 класса наступил волнительный и ответственный день – они сдают ЕГЭ по истории! Наконец мои выпускники смогут увидеть результат долгой, кропотливой работы, в которую они вложили столько сил, стараний и эмоций.
На уроках истории велась систематическая работа по подготовке обучающихся к ЕГЭ: основной целью было формирование прочных знаний по предмету, отработка навыков работы с заданиями разных типов и развитие аналитического и критического мышления, которое имеет особое значение при решении заданий второй части, в том числе – заданий с историческими источниками. Важно понимать, что ребята хорошо учат материал, когда он преподносится им эмоционально и увлекательно. Я, как учитель истории, при трактовке сложных исторических процессов всегда опираюсь на факты и здравый смысл. Другое дело, что в обществе меняются ценности. Сегодня некоторые подростки не знают, что были Сталинград и Бабий Яр. Моя задача в течение года подготовки к ЕГЭ была не только заполнить эти пробелы, но и разбудить в ребятах чувства. Василий Ключевский писал: «Главный урок истории в том, что из нее никто не извлекает никаких уроков. Но она больно бьет того, кто забывает о минувшем».
Как мы готовились к экзамену? Проработали тщательно все периоды: от Древней Руси до современной России. Уделяли особое внимание сложным темам: обсуждали причины и последствия ключевых событий, вникали в терминологию, изучали истории выдающихся деятелей. Составляли хронологические таблицы, схемы и интеллект-карты для лучшего запоминания материала. Решали десятки вариантов ЕГЭ, разбирали каждое задание, особенное внимание уделяли второй части и культуре. Учились работать с картами, иллюстрациями, монетами, плакатами, марками, киноафишами – всем, что может встретиться в экзамене. Анализировали исторические документы, тренировались находить слова-маркеры и проводить историческую атрибуцию источника. Регулярно писали пробники в условиях, максимально приближенных к реальному ЕГЭ и после каждой проверки детально разбирали ошибки, чтобы не повторять их на экзамене.
За 2–3 месяца перед экзаменом напряженность нашей подготовки достигла своего пика. В это время ребята уже написали несколько контрольных работ в формате ЕГЭ, на основе анализа проделали работу над ошибками, активно занимались повторением наиболее сложных тем.
Ребята еще в начале года усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т.е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и все внимание уделено только подготовке). Я горжусь упорной работой моих учеников, ответственностью и стремлением разобраться даже в самых сложных темах. Они проделали огромный путь, и сегодня – время показать свои знания! Накануне опубликовала пост с советами для выпускников.
Зимфира Юсупова, учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов города Нефтекамска:
– Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это не просто испытание, это кульминация одиннадцати лет школьной жизни, момент, когда ученик демонстрирует свои знания и умения, чтобы открыть дверь в будущее.
Процедура ЕГЭ начинается задолго до самого дня экзамена. Это месяцы планирования, подготовки материалов, инструктажа руководителей, организаторов, технических специалистов.
Лично для меня, как для человека, участвующего в организации и проведении ЕГЭ для детей с ОВЗ, это мероприятие требует тщательной подготовки и повышенной ответственности.
Сегодня в первый день ЕГЭ, я работаю членом ГЭК на ППЭ и ощущаю огромную ответственность. Мною была организована работа с руководителями и организаторами ЕГЭ: инструктаж перед экзаменом, четкая передача документов, своевременное начало экзамена и психологическая обстановка в аудитории. Каждый час я входила в аудитории и проверяла порядок прохождения экзамена, при этом не нарушая психологическую составляющую.
Ведь за каждой адаптированной аудиторией, за каждым индивидуальным подходом стоит шанс для этих ребят раскрыть свой потенциал и доказать, что ограниченные возможности – это не приговор, а стимул для преодоления.
Подготовка к ЕГЭ для детей с ОВЗ – это ювелирная работа. Это не просто следование общим правилам, а кропотливое изучение каждого конкретного случая, потребностей и возможностей каждого ребенка.
В день экзамена моя задача, как члена ГЭК, – обеспечить не только соблюдение всех формальностей, но и максимальную поддержку ребятам. Это значит: быть внимательным к их потребностям, оперативно решать возникающие вопросы, создавать условия для концентрации и спокойствия. Важно помнить, что для этих детей стресс от экзамена может быть усилен дополнительными факторами, связанными с их особенностями.
После экзамена – не менее важный этап. Анализ результатов, учет индивидуальных особенностей при оценке работ, апелляции – все это требует особого внимания и деликатности. Ведь наша цель – не просто выставить оценку, а дать возможность каждому ребенку проявить себя и двигаться дальше к своей мечте. ЕГЭ для детей с ОВЗ – это не просто экзамен, это шанс на будущее, и мы должны сделать все возможное, чтобы этот шанс был реализован.