Часто дошкольники производят простые арифметические действия при помощи пальцев рук. По этому поводу в педагогической среде существуют два противоположных мнения. Какое из них ближе к истине, выяснили ученые.

Педагоги детских садов и других учреждений дошкольного образования по-разному относятся к тому, что их воспитанники используют при счете пальцы рук. Одни полагают, что подобные манипуляции свидетельствуют об отсутствии склонностей у малыша к изучению математических дисциплин. Другие, напротив, видят в этом продвинутое понимание чисел ребенком.
Ученые из Лозаннского университета решили выяснить, какое влияние оказывает подсчеты с помощью пальцев на предрасположенность дошкольников к решению математических задачек. В исследовании были задействованы 328 воспитанников детских садов в возрасте 5-6 лет.
Авторы эксперимента хотели узнать, насколько сложно детей, не умеющих считать по пальцам, обучить этому вроде бы нехитрому навыку. Но главное – повлияет ли приобретенная «наука» на их арифметические способности. Участники исследования прошли предварительные тесты, двухнедельное обучение и решили на выходе два контрольных задания.
Сравнительный анализ данных тестирований, проведенных в начале эксперимента и по его завершении, показал, что обученные считать на пальцах малыши, которые раньше этого не делали, улучшили свои показатели – с 37 до 77 процентов правильных ответов. В то же время дети, не использовавшие при счете пальцы рук, продемонстрировали более скромные результаты – с 40 до 48 процентов успешных решений.
Ученые надеются, что стратегия счета при помощи пальцев рук поможет нивелировать неравенство среди детей дошкольного возраста в обучении математических дисциплин. Об этом они сообщили в статье, опубликованной в издании Child Developments.