Воспитание и развитие детей в больших семьях, где много братьев и сестер, имеют как положительные, так и негативные стороны. В частности, они легко общаются со своими сверстниками, но им порой труднее учиться в школе, чем детям из малочисленных семей. Почему это происходит, узнали ученые.
Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе решили научным путем разобраться в нюансах умственного и социального развития детей в больших семьях, когда родители вынуждены распределять время, внимание и деньги между своими подопечными.
Впрочем, некоторые ученые считают, что трудности в многодетных семьях не в их размерах, а в ценностях и стилях воспитания. Однако калифорнийские исследователи сосредоточили свое профессиональное внимание на двух аспектах – умственном развитии и социальном поведении детей и подростков из больших семей.
В своей новой научной работе они пользовались данными Национального продольного исследования людей, которое проводилось в 1979 году. Ученые изучили информацию о 9479 детях и проанализировали ее в динамике развития их семей на протяжении длительного времени.
На основании полученных результатов исследователи пришли к выводу, что уровень когнитивных способностей каждого ребенка напрямую зависит от объема ресурсов, которые он получает от своих родителей.
Чем больше в семье братьев и сестер, тем меньше они получают возможностей для интеллектуального роста. Наиболее уязвимыми в этом плане являются первые и вторые дети в семьях.
Однако при наличии братьев и сестер, особенно старших, формируется социальное поведение ребенка, его коммуникационные навыки. При этом, как правило, выгодоприобретателями становятся младшенькие дети, поскольку на старших этот эффект не распространяется. Результаты исследования опубликованы в научном издании American Sociological Review.
Публикация носит исключительно информационный характер. Цель материала – сообщить об открытиях ученых.