На правительственном часе в Госдуме, посвященном системе среднего профессионального образования, предложили включить преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей и техникумов в конкурс «Учитель года», а также распространить программу «Земский учитель» на преподавателей ссузов.
Необходимо сделать все, чтобы на заводы, стройки и сельхозпредприятия пришли хорошо подготовленные кадры. Об этом заявил председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин в ходе правительственного часа на тему «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства».
Спикер Госдумы обозначил основные проблемы в системе профессионального технического образования, которые необходимо решить, чтобы преодолеть дефицит кадров рабочих специальностей. Среди них председатель ГД РФ назвал: коммерциализация СПО, фактическое отсутствие начального профессионального образования, несоответствие учебных программ реальным запросам рынка.
«Человек хочет получить профессию сварщика, токаря. Приходит в СПО, колледж, техникум, отучился 1,5–1,8 года, приобрел эту специальность, но работать по ней не может. Ему надо закончить техникум или колледж, четыре года отучиться», – сказал Вячеслав Володин.
Председатель Госдумы задался вопросом, зачем ОГЭ и ЕГЭ ребятам, которые хотят получить профессию сварщика или крановщика. «Давайте мы решим хотя бы для среднего профессионального образования, начального образования: по итогам аттестата можно зачислять», – добавил Вячеслав Володин.
По мнению спикера, основной бич среднего профессионального образования сегодня – это «платность обучения, которая сегодня свыше 40% в среднем, а по некоторым регионам она зашкаливает».
Председатель Комитета по контролю Олег Морозов рассказал, что «базовой отраслью – потребителем выпускников СПО – является одна из ведущих отраслей – машиностроение». По его словам, примерно 37% всех запросов идет на работников такой квалификации. Депутат уточнил, что высокий спрос идет на станочников широкого профиля: токарей, фрезеровщиков, наладчиков металлообрабатывающих станков. «По тем направлениям, по которым выпускники наиболее востребованы, СПО должно быть бесплатным, в том числе и потому, что ядро получающих такое образование – как правило, дети из малообеспеченных семей», – заявил Олег Морозов.
В свою очередь председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин предложил предусмотреть полномочия для Минпросвещения, чтобы оно могло влиять с учетом прогноза и потребностей промышленности на утверждение контрольных цифр приема в ссузы. Он добавил, что сейчас контрольные цифры приема в колледжах и техникумах формируются в регионах, а Министерство просвещения не может влиять на то, по каким направлениям готовить специалистов.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин заявил, что сейчас одним из приоритетов является увеличение приема в колледжи и техникумы по программам подготовки квалифицированных рабочих и механизаторов, а также обеспечение по таким специальностям бесплатного образования. Он предложил восстановить для таких студентов хотя бы часть дополнительных гарантий: более высокую стипендию и бесплатное питание.
Член Комитета по просвещению Эльвира Аиткулова предложила разрешить участие преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжей и техникумов в конкурсе «Учитель года», конкурс «Мастер года» сделать более масштабным, а также распространить программу «Земский учитель» на учителей колледжей.