Речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия – Алания.

Законопроект «О порядке проведения государственной итоговой аттестации и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, Республике Северная Осетия — Алания в 2025 году» размещен в электронной базе нижней палаты парламента.
Документом предлагается установить в 2025 году особый порядок проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 классах и приема на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования в пяти субъектах РФ: городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге, а также в Ростовской и Тюменской областях, в Северной Осетии.
Авторы законодательной инициативы отмечают, что развитие системы СПО и повышение престижа рабочих профессий требуют совершенствования Государственной итоговой аттестации в 9 классах и порядка зачисления на обучение по образовательным программам среднего общего и среднего профессионального образования.
«Особого внимания требуют те обучающиеся, которые, окончив 9 классов, стремятся продолжить обучение в системе СПО. Учитывая специфическую направленность среднего профессионального образования, важное значение имеют учебные предметы, которые соответствуют востребованным в регионе специальностям, и которые станут предметом изучения при получении профессионального образования», — говорится в пояснительной записке к документу. В связи с этим предлагается сделать приоритетным критерием для поступления в колледжи и техникумы только те учебные предметы, которые относятся к числу обязательных для прохождения ГИА-9 и с достаточностью минимального количества баллов, необходимых для получения аттестата и приема в образовательную организацию СПО.
В пояснительной записке отмечается, что действующая система «конкурса аттестатов» при поступлении в колледжи, а также большое число выпускников, готовых к переезду на время учебы, снижают возможности на получение образования по месту жительства абитуриентов. Таким образом сокращается количество студентов в колледжах и техникумах в одних регионах, а в других субъектах создается искусственный прирост конкурса на бюджетные места. «В первом случае предприятия не получают необходимого количества специалистов – выпускников системы СПО, а во втором – в отдельных регионах абитуриенты сталкиваются с завышенным конкурсом при поступлении», – объясняют разработчики законопроект.
В документе приведены данные Рособрнадзора, согласно которым ежегодно около 100 тыс. детей, окончивших 9 класс, перестают получать образования. Одной из причин этой ситуации называется невозможность продолжить обучение рядом с домом из-за отсутствия свободных бюджетных мест.
«В соответствии с нормой законопроекта для получения документа об основном общем образовании (аттестата) необходимо успешно пройти ГИА-9 только по двум обязательным учебным предметам – «Русский язык» и «Математика», а не по четырем, как это предусмотрено действующим порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования»,– говорится в пояснительной записке.
Также документом предлагается отдельно определять количество бюджетных мест в колледжах и техникумах для местных абитуриентов и отдельно для выпускников, которые приехали из других регионов.
Ранее сетевое «Учительская Россия» сообщала, что 12 февраля девятиклассники будут проходить итоговое собеседование, которое является допуском в прохождению Государственной итоговой аттестации.