Поправки будут внесены в федеральные законы «Об образовании в РФ» и «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
В Госдуме приняли в третьем, окончательном, чтении законопроект, который закрепляет участие Российской академии наук (РАН) в экспертизе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Речь идет об учебной литературе, которую хотят включить в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в школах. Сейчас такую экспертизу проводит Министерство просвещения России.
Как поясняется на сайте нижней палаты парламента, РАН будет проверять в том числе содержание учебников на научную обоснованность. Согласно приказу Минпросвещения, среди критериев, по которым проверяют учебники, в том числе указаны: отсутствие недостоверных, научно не подтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны.
«Российская академия наук является главным экспертным органом в стране. Включение РАН в процесс экспертизы школьных учебников позволит навести порядок в этой сфере», – заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Кононов. Он уточнил, что будут проверяться содержание на достоверность и соответствие современным научным знаниям, исправляться ошибки и опечатки, устанавливаться, насколько успешно усваивают материал школьники.
По словам Владимира Кононова, особенно важно сейчас проработать материалы учебных пособий по математике, физике, химии и биологии, так как в школе формируются основы для подготовки инженерных и научных кадров.
Ранее «Учительская Россия» сообщала, что Российская академия наук до 2019 года проводила научную экспертизу учебной литературы, давала оценку соответствия содержания учебников и современных научных представлений с учетом уровня учебной программы. Но потом были внесены изменения в российское законодательство.
Вернуть обязательное участие Российской академии наук в экспертизе учебников попросил глава РАН Геннадий Красников. Он сетовал во время выступления в Совете Федерации, что стремление академиков оценивать школьные учебники вызывает заметное сопротивление.