Ежедневник

Смотреть все публикации

Образ учителя: о его изменении рассказала академик РАО

О трансформации образа учителя в медиапространстве в течение последних лет и изменении отношения общества к педагогу рассказала Елена Вартанова, академик РАО, доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ им М. В. Ломоносова.

Фото: Пресс-служба Минпросвещения России

В очередном выпуске проекта Российской академии образования «Лектор РАО» Елена Леонидовна отметила, что сегодня в условиях процесса медиатизации важно обращать внимание на то, как образ социальной действительности, отдельных явлений и профессий представлен в медиа. Медиасреда очень широкая. Судьба образа учителя в последние 30 лет была весьма незавидна.

Если мы вспомним развитие советского кинематографа и советской печати, то увидим целенаправленное партийное руководство идеологических отделов ЦК КПСС в формировании образа, который складывался в публичном пространстве в советские годы. Это ходульные, но позитивные образы учителя в 50-е и 60-е годы. В 70-е и 80-е годы появляется важное развитие: учитель становится интеллигентным наставником, живым человеком со своими проблемами, бережно относящимся к своим ученикам. Затем 90-е годы оказали воздействие на всю образовательную и журналистскую среду. Учитель превращается в сложную фигуру, которая страдает от финансовых сложностей. Профессиональная миссия отодвигается на второй план.

Проводя исследования образа учителя, эксперты выявили, что образ учителя менялся вместе с системой общественных ценностей, двигался в сторону более негативного представления учителя в социальной среде. Здесь и стремление к высоким зарплатам, заигрывание с учениками, иногда переходящие в девиантные отношения – особенно это проявилось в пространстве интернета, где обиды учеников и родителей на строгого и довольно справедливого учителя сильно испортили образ. По словам эксперта, что образ учителя распался. Он по-разному интерпретируется на телевидении, в прессе, в социальных медиа.

Журналистика качественная, аналитическая, которую представляют газеты, журналы, относится к образу учителя более бережно, видит те важные социальные задачи и культурные функции, которые учитель выполняет. Поэтому образ учителя в печатных СМИ вызывает большее уважение, чем то, что мы видим в продуктах массовой культуры – в сериалах, художественных фильмах. Метафорический образ «плохой училки» стал доминировать. В связи с возвращением в последние годы школы к высоким традиционным ценностям, заметно изменившееся отношение и журналистов, и тех, кто пришел сегодня в медиакоммуникационную среду, к самом учителю.

Изменения позитивны, но они пока не стали основной тенденцией. Однако сегодня путь подготовки будущих педагогов в вузах приводит их к пониманию своей профессиональной значимости. Спикер уверена, что необходимо ставить вопрос о корректировке образа учителя. Полностью ознакомиться с лекцией Елены Вартановой можно на странице РАО в социальной сети.

Ранее «Учительская Россия» информировала читателей о том, как глава РАО оценила перспективы сокращения объемов домашних заданий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen