Специальное исследование позволило ученым выявить особенности восприятия историй детьми дошкольного возраста. Для этого психолингвисты Центра языка и мозга ВШЭ вместе с коллегами из США и Германии впервые использовали регистрацию движений глаз при проведении теста на определение нарративных навыков у дошкольников и взрослых.

Как показали результаты тестирования, понимание человеком истории зависит от ее структуры. При этом у детей в возрасте 5–6 лет вопросы о внутреннем состоянии персонажей вызывают трудности. Результаты проведенного исследования ученые разместили в журнале Journal of Experimental Child Psychology.
Формирование навыка воспринимать и создавать связные рассказы является важной вехой в развитии речи и когнитивных способностей. Оно проходит в несколько этапов: от простого восприятия последовательности событий до умения различать и объяснять причины поступков героев, их мысли, эмоции, намерения.
Чтобы оценить нарративный навык, используют специальные тесты. В частности, популярный тест на определение нарративных навыков многоязычных детей включает 4 истории про животных, каждая представлена в шести картинках. По ним ребенок рассказывает историю и отвечает на 10 вопросов. Вопросы, которые касаются причин поведения персонажей и их внутренних состояний, вызывают трудности у дошколят.
Новое исследование ученым из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с коллегами из США и Германии позволило проверить, станет ли детям проще отвечать на вопросы о внутренних состояниях героев, если им предоставить визуальные подсказки. При тестировании взрослых и детей движения их глаз записывали с помощью айтрекера, чтобы понять, какие части истории они обрабатывают дольше. Точность ответов на вопросы была проанализирована в зависимости от истории, типа вопроса и наличия визуальной подсказки.
Выяснилось, что истории с меньшим количеством персонажей и лучшим указанием на мотивы героев оказались проще для восприятия – как взрослых, так и детей. Детям труднее давались ответы на вопросы о внутренних состояниях героев, чем на вопросы о целях их действий. При этом визуальные подсказки привлекали внимание дошколят к деталям, но не помогали им лучше интерпретировать эмоции героев.
Как сообщает сайт ВШЭ, проведенное исследование позволяет лучше понимать механизмы восприятия историй у детей, его результаты можно использовать в развитии новых методов диагностики речевых нарушений.
«Наши данные показывают, что в 5–6 лет у детей еще недостаточно когнитивного опыта для того, чтобы оценить внутреннее состояние героев по картинкам, им сложнее понимать внутренний мир персонажей, чем мотивы их действий. Это знание может помочь при разработке программ развития речи и эмоционального интеллекта», — сказала один из авторов исследования, младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Владислава Староверова.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала о мифах относительно воспитания детей, которые развенчала психолог.