Повседневные привычки взрослого человека не всегда зависят от места проживания. Например, досуговые предпочтения во многом закладываются в детском возрасте. К такому выводу пришли авторы научного исследования в Высшей школе экономики.

Как показали результаты исследования ученых ВШЭ, досуговые предпочтения взрослого во многом формируются в детстве и зависят от того, где он провел школьные годы. Сотрудник факультета экономических наук ВШЭ Сергей Коротаев изучил досуговые привычки более 5 тысяч россиян в возрасте от 24 до 55 лет в рамках проекта «Социальные различия в современной России». Ученые ВШЭ учли разные показатели активности: посещение театров, выставок или спортивных занятий, совместное употребление алкоголя, чтение книг в библиотеках и увлечение компьютерными играми.
Результаты анкетирования распределили по трем направлениям: активность против пассивности, культурные практики против обывательских и реальные действия против виртуальных. Это позволило выделить 4 поведенческих кластера: от людей с минимальной вовлеченностью в досуг до активно посещающих культурные мероприятия. Выяснилось, что более высокий уровень дохода, образования и профессиональной квалификации зафиксирован у тех, кто ведет активную культурную жизнь. На выбор досуга влияет семья: например, наличие высшего образования у родителей повышает вероятность формирования привычки к культурному и активному досугу.
Кроме того, сложившиеся привычки более чем на треть объясняются местом, где человек провел школьные годы. Жители мегаполисов, как правило, в четыре раза чаще бывают на культурных мероприятиях. Привычки переехавших в крупные города оказываются посередине между привычками коренных жителей их родного города и нового.
Как отмечает сайт ВШЭ, выводы, сделанные учеными, напоминают о значимых для региональной политики и развития городской среды вопросах. Результаты исследования помогут эффективнее развивать культурную инфраструктуру и предлагать россиянам разных возрастов подходящие им форматы досуга.
Ранее «Учительская Россия» рассказывала об исследовании НГПУ, которое показало, что почти половина школьников выбирают профессию по своим склонностям.