Реагировать на критику порой непросто даже взрослому человеку. Правильному ее восприятию стоит учиться с детства. При этом важно иметь в виду, что есть и другая крайность: невосприимчивость к критике, которая может помешать развитию критического мышления. Своими рекомендациями по этому вопросу поделилась психолог.
Доктор психологических наук, профессор Валентина Екимова, заведующая кафедрой научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, рассказала, какие качества стоит развивать, чтобы ребенок был менее восприимчив к критике.
Она напомнила, что критика может быть как конструктивной, так и деструктивной, объективной или несправедливой, доброжелательной или унизительной. Так что относиться к разным видам критики следует по-разному. Ребенку можно адресовать лишь доброжелательную и объективную критику, поскольку несправедливые замечания обижают. Следует также иметь в виду, что в разном возрасте могут быть сформированы только те качества, которые соответствуют имеющимся в этом возрасте возможностям.
Способность правильно реагировать на критику основана на трех важнейших качествах ребенка: самоуважение, критичность и ответственность. Они формируются постепенно по мере взросления. Однако есть возрастные этапы, в которые эти качества развиваются особенно активно. Самоуважение как чувство собственной значимости и самоценности формируется с первых дней жизни благодаря ценностному отношению родителей, для которых их ребенок самый лучший. Следует учить его уважать не только себя, но и окружающих – это умение можно воспитать уже у дошкольника.
В возрасте с 3 до 7 лет формируются основные моральные и этические представления о плохом и хорошем, появляются моральные мотивы поступать «как надо». Взрослым следует поощрять это стремление и, не одобряя конкретный поступок, отделять его от «хорошего Я» ребенка, чтобы не фиксировать его внимание на ошибках. Необходимо поддерживать у ребенка положительное восприятие себя, подчеркивать его уникальные качества и хвалить за достижения. Учите его понимать, что каждый человек может ошибаться. Учите воспринимать критику не как обвинение, а как часть обучения.
Критичность как способность осознавать свои ошибки и и объективно оценивать свои действия и их результат формируется у детей в младшем школьном возрасте (7–11 лет). Именно в этот период социально значимой деятельностью ребенка становится учеба, формирующая мышление, самооценку. Ребенка важно научить ценить свои сильные стороны, осознавать свои слабости и быть готовым их развивать. Учите ребенка воспринимать критику как возможность для улучшения, а не как осуждение. К тому же, полезно анализировать критические замечания, выделяя в них конструктивные моменты.
Ответственность предполагает готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия, умение планировать результат и отвечать за выполнение поставленных задач. Важным для формирования ответственности является подростковый возраст (12–17 лет). В этот период ребенок физически и эмоционально нестабилен – отсюда большинство проблем, в частности, повышенная чувствительность к критике. Основным фактором правильного отношения к критике в этом возрасте является ответственность. Для ее формирования необходимо установить четкие правила и требования: определите свои ожидания от поведения ребенка, обсудите их с ним. Важно отмечать и хвалить подростка за выполнение обязанностей и проявленную ответственность.
Кроме того, нужно учитывать возможности и интересы ребенка. Позвольте ему участвовать в принятии решений и выборе задач, которые ему предстоят. Разрешите ему учиться на ошибках. Обсуждайте с ним, что нужно сделать, чтобы их не повторить. Полезно также оценивать последствия невыполнения обязанностей. Не менее важны также последовательность и постоянство: соблюдайте сами установленные правила. Так ребенок поймет, что ответственность – это неотъемлемая часть жизни.
Чтобы научить подростка правильно реагировать на критику, развивайте у него критическое мышление, чтобы он мог анализировать и оценивать претензии объективно. Научите его видеть разницу между конструктивной и деструктивной, объективной и субъективной критикой. Следует учить аргументированно и корректно отвечать на замечания и при необходимости отстаивать свою позицию. Объясните, что любой имеет право на собственное мнение. На ресурсе Растимдетей.рф специалист отмечает, что важно поддерживать желание ребенка совершенствоваться и в то же время учить принимать себя таким, какой он есть.
Ранее «Учительская Россия» информировала читателей о том, как справляться с капризами ребенка.