ЕГЭ по русскому языку имеет две цели: чтобы выпускник получил школьный аттестат, а также использовал результаты экзамена для поступления в вузы. Об этом рассказал руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский на пресс-конференции «Предварительные результаты ЕГЭ-2024».

Глава комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский рассказал, что поскольку экзамен используется для получения аттестата и поступления в вуз, то у него есть два порога по минимальным баллам: 24 балла для получения аттестата, 36 баллов для поступления в университет.
«Мы получили достаточно высокие результаты: 99% участников ЕГЭ по русскому языку показали результаты выше минимального балла для получения школьного аттестата, около 60% – выше 60 баллов, а 2636 участников – 100-балльный результат», – рассказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Он также опроверг заявления об усложнении экзамена в этом году, в частности жалобы на трудности с написанием сочинения по текстам Валентина Распутина, Льва Толстого и некоторых других авторов. Музаев заявил, что процент выполнения сочинения по критериям, относящимся к проблематике текстов, был таким же, а иногда даже выше, чем в заданиях по текстам других авторов.
Руководитель комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский рассказал, что результаты этого года вполне сопоставимы с результатами предыдущих лет. Он привел данные по количеству стобалльников в прошлые годы: 2023-й – 3014 выпускников, 2022-й – 2375 человек. По его словам, результат 2024 года в 2636 человек можно назвать средним между 2023 и 2022 годами.
Роман Дощинский считает, что изменения, которые были внесены в экзаменационную модель, дали свои результаты. По его словам, экзамен стабилизировался, о чем свидетельствует распределение баллов. «Это очень важно ответить на запросы вузов. Речь идет о том, чтобы балл, который получает участник ЕГЭ, объективно свидетельствовал об уровне языковой, речевой и коммуникативной грамотности», – пояснил эксперт.
Если смотреть конкретно по заданиям с краткими ответами, то среди них, проверяющих нормы освоения русского литературного языка, выпускники 2024 года достаточно хорошо справились с заданиями по морфологическим (задание 7) и синтаксическим (задание 8) нормам, рассказал Роман Дощинский.
По ряду пунктуационных заданий (задания 17-20) впервые за последние годы отмечается определенное улучшение, подчеркнул глава комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по русскому языку. По его словам, в предыдущие годы все время шли разговоры о том, что пунктуация заметно отстает от орфографии. В этом году зафиксирован плавный, но заметный процесс сближения пунктуации с орфографией.
Однако есть и тенденции по снижению показателей, отметил Дощинский. Участники экзамена 2024 года по сравнению с 2023 годом снизили показатели выполнения заданий по нормам постановки ударений (задание 4) и лексическим нормам (задание 5). По словам эксперта, экзаменуемые с невысокими результатами затрудняются в смысловом чтении текстов (задания 1, 3, 22, 23 и 25).
Что касается развернутого ответа, то здесь в целом результаты сопоставимы с результатами, полученными в 2023 году. Отмечаются неизменно высокие показатели по содержательным критериям, добавил Роман Дощинский.
«Вообще сочинение-рассуждение – очень важный компонент экзаменационной работы. Об этом и свидетельствует система оценивания. Треть баллов, которые получает выпускник за экзамен, идут именно за сочинение. Сочинение, как продукт свободного творчества, является зеркалом, в котором отражается уровень всей речевой культуры участников экзамена. И мы замечаем, что те типичные ошибки, которые были допущены в части с краткими ответами, встречаются и в развернутом ответе», – пояснил эксперт.
Руководитель разработчиков экзаменационных заданий обратил внимание на то, что текст, его авторство, стилевая принадлежность, никак не отражаются на качестве выполнения заданий. «Мы не видим никаких статистических различий, о чем будем обязательно в методических рекомендациях для учителей указывать», – добавил он.
Ранее «Учительская Россия» сообщала, что впервые в России ЕГЭ по профильной математике на 100 баллов сдали более 1000 выпускников. Также установлен рекорд и на ЕГЭ по физике. Впервые за всю историю Единого госэкзамена 100 баллов получили более 700 человек.