Ежедневник

Смотреть все публикации

Минобрнауки: лучшие практики «пилота» станут основой для перехода вузов на новую систему образования

В Санкт-Петербурге на площадке Горного университета состоялось обсуждение пилотного проекта по изменению уровней высшего образования, который стартовал с начала этого учебного года. В совещании приняли участие ректоры шести вузов, в которых проходит апробация.

Фото: ru.freepik.com

Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что итогом проведения пилотного проекта должен стать переход всей системы высшего образования на новые единые стандарты по целому блоку направлений.

«Сделать это можно через единое ядро. Например, в инженерном образовании будет определенный набор дисциплин, которые формируют, с одной стороны, мировоззрение у студента, а с другой — готовят из него настоящего инженера и профессионала высокого уровня под потребности работодателя», — пояснил министр. По его словам, при создании такого «ядра» будет решаться задача по обеспечению единого образовательного пространства на всей территории России, в том числе и активизации студенческой мобильности.

Также перед пилотным проектом стоит еще одна важная задача – расширение практической составляющей и более тесное взаимодействие с работодателями. В связи с чем программы должны быть актуализированы в соответствии с запросами рынка труда.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко предложил вокруг участников пилотного проекта сформировать пул вузов, чтобы через сетевую форму взаимодействия начать перестраивать их работу согласно принципам обновляемой системы.

Напомним, что в пилотный проект по обновлению национальной системы высшего образования вошли шесть вузов: Балтийский федеральный университет (БФУ) имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (МАИ), НИТУ «МИСиС», Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II и Томский государственный университет.

С предложением ректора Горного университета согласился министр науки и высшего образования Валерий Фальков. «Лучшие практики, накопленные и апробированные изменения, которых за 10 месяцев удалось достичь нашим университетам в «пилоте», станут основой для перехода других вузов на новую систему», – отметил он. Глава Минобрнауки добавил, что таким образом появится возможность тиражировать лучший опыт на всю систему высшего образования.

Все участники встречи согласились с тем, что первостепенной задачей по построению национальной системы образования является построение неразрывной связи вузов и школ. Было подчеркнуто, что именно от заинтересованности и увлеченности школьников математикой, физикой, химией, биологией и естественнонаучными предметами в том числе зависит обеспечение технологического суверенитета страны.

В свою очередь помощник Президента РФ Андрей Фурсенко отметил, что необходимо взять то многое, что в пилотном проекте уже наработано, что «систематизирует общую палитру системы высшего образования». «Напоминаю, перед нами стоит задача создать закон, с которым смогут работать вузы разного уровня», — добавил Андрей Фурсенко.

В связи с этим глава Минобрнауки поручил ректорам шести пилотных вузов до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года работы в рамках пилотного проекта.

Санкт-Петербургский горный университет. За этот год в пилотном проекте удалось перевести всех первокурсников инженерной подготовки на обновленные программы. Все кафедры участвуют в профориентации студентов и ведут работу по адаптации к специальностям. Также на базе вуза идет работа по созданию Совета по инженерному образованию при участии семи министерств.

БФУ имени Иммануила Канта. Важнейшим направлением работы стало объединение экспертных позиций отрасли и вуза. Ректор назвал среди основных изменений — широкую фундаментальность при сохранении гибких сроков обучения, углубленную специализация в конкретной сфере, прогностическое содержание и признание квалификации отраслью.

МАИ. Были оперативно внесены изменения в образовательные программы под задачи индустрии. Речь идет о проектной деятельности в течение всей учебы, а также внедрение модулей перспективных проектов и управленческих компетенций, унификацию дисциплин 1–2 курса, чтобы студенты могли выбирать и уточнять траектории обучения.

МИСИС. Новая модель вуза базируется на интеграции науки и образования, всестороннем вовлечении индустриальных партнеров начиная от разработки и реализации до оценки образовательных программ. Также была разработана «образовательная фабрика», которая основывается на переходе от теоретической подготовки к получению практических навыков.

МПГУ. Идет работа по развитию общего образования. Педвуз проводит эксперимент по междисциплинарной интеграции внутри образовательных программ, а также по переформатированию психолого-педагогической и методической подготовки.

Томский государственный университет. Идет апробация по проектированию программ на основе национальной рамки квалификаций. Также отрабатывается модель программ с вариативным сроком обучения и квалификацией. Идет проектирование программ с лидерами отрасли, повышение гибкости за счет разнообразия треков, дополнительных квалификаций и микроквалификаций, а также управление качеством на основе анализа данных.

Ранее «Учительская Россия» сообщала, что 12 мая 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о реализации пилотного проекта, направленного на обновление национальной системы высшего образования. Реализация пилотного проекта, направленного на изменение уровней высшего образования, запланирована на 2023/24 и 2025/26 учебные годы. Он предусматривает два уровня высшего образования – базовое и специализированное. А также отдельный уровень профессионального образования – аспирантура. На специализированном уровне будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Обучение на базовом уровне будет идти от четырех до шести лет, в магистратуре – от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, профиля, конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.

В прошлом году на образовательные программы пилотного проекта были приняты 5 314 студентов, из них 4 608 ребят зачислены на бюджетные места, 706 человек учатся на платной основе.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей

Смотреть все публикации
Vk Telegram Ok Dzen